Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: что изменится
С 01.01.2027 изменятся 13 статей по сравнению с действующей редакцией · оглавление
Статья 11.3. Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет
Новая редакция с 01.01.2027 · 170-ФЗ от 10.06.2026
Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете:
1) в связи с принятием налоговым органом решения о возмещении (о предоставлении налогового вычета) суммы налога, - в день принятия соответствующего решения;
2) в связи с поступлением от иного лица в результате зачета суммы денежных средств в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса, - в день осуществления налоговым органом такого зачета;
3) в связи с отменой (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) на основании заявления, представленного в соответствии с пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса, либо в связи с представлением налогоплательщиком - физическим лицом заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога или жалобы на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, либо в связи с отсутствием на едином налоговом счете денежных средств, необходимых для исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - не позднее дня, следующего за днем представления указанного заявления в соответствии с пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса, или дня, следующего за днем представления налогоплательщиком - физическим лицом заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога или данной жалобы,, или в день возникновения задолженности.
3) в связи с отменой (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) на основании заявления, представленного в соответствии с пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса, либо в связи со смертью физического лица - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - в отношении зачета, осуществленного налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса, либо в связи с представлением налогоплательщиком - физическим лицом заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога или жалобы на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, либо в связи с отсутствием на едином налоговом счете денежных средств, необходимых для исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - не позднее дня, следующего за днем представления указанного заявления в соответствии с пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса, или дня, следующего за днем получения налоговым органом сведений о смерти физического лица - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или об объявлении его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, или дня, следующего за днем представления налогоплательщиком - физическим лицом заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога или данной жалобы, или в день возникновения задолженности.
Признание единым налоговым платежом сумм денежных средств, ранее зачтенных в счет исполнения предстоящей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента по уплате конкретного налога, осуществляется последовательно начиная с наиболее ранних сроков уплаты налога (сбора, страхового взноса), в счет исполнения обязанности по уплате которого был осуществлен зачет.
В случае совпадения сроков уплаты признание единым налоговым платежом указанных денежных средств осуществляется начиная с меньшей суммы;
4) в связи с начислением налоговым органом процентов в соответствии с пунктами 4 и (или) 9 статьи 79 настоящего Кодекса, - со дня их начисления;
5) в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора, страхового взноса) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.
5) в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности либо в связи со смертью физического лица - налогоплательщика (плательщика сбора) или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - в размере соответствующей излишне уплаченной суммы указанных в настоящем подпункте налогов (сборов, страховых взносов) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления, или дня, следующего за днем получения налоговым органом сведений о смерти физического лица - налогоплательщика (плательщика сбора) или об объявлении его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Перечни указанных в настоящем подпункте плательщиков страховых взносов устанавливаются в порядке, предусмотренном соответственно Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности";
6) в связи с представлением налоговым агентом последующего уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчета по налогу на доходы физических лиц - в размере превышения суммы налога на доходы физических лиц, указанной в предшествующем уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, в счет исполнения обязанности по перечислению которого был осуществлен зачет в соответствии с пунктом 7 статьи 78 настоящего Кодекса, над суммой налога на доходы физических лиц, указанной в таком последующем уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчете суммы налога на доходы физических лиц, представленном за период, за месяцы которого было представлено указанное предшествующее уведомление;
7) в связи с направлением налогоплательщику налогового уведомления в связи с перерасчетом - в размере превышения суммы налогов, указанной в налоговом уведомлении, в счет исполнения обязанности по уплате которых был осуществлен зачет в соответствии с пунктом 8 статьи 78 настоящего Кодекса, над суммой налогов, указанной в налоговом уведомлении в связи с перерасчетом за период, за который были исчислены суммы налогов в таком налоговом уведомлении;
8) в связи с представлением плательщиком страховых взносов последующего уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчета по страховым взносам - в размере превышения суммы страхового взноса, указанной в предшествующем уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчете по страховым взносам, в счет исполнения обязанности по уплате которого был осуществлен зачет в соответствии с пунктом 9 статьи 78 настоящего Кодекса, над суммой страхового взноса, указанной в таком последующем уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчете по страховым взносам, представленном за период, за месяцы которого было представлено указанное предшествующее уведомление, расчет.
8) в связи с представлением плательщиком страховых взносов последующего уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчета по страховым взносам - в размере превышения суммы страхового взноса, указанной в предшествующем уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчете по страховым взносам, в счет исполнения обязанности по уплате которого был осуществлен зачет в соответствии с пунктом 9 статьи 78 настоящего Кодекса, над суммой страхового взноса, указанной в таком последующем уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, расчете по страховым взносам, представленном за период, за месяцы которого было представлено указанное предшествующее уведомление, расчет;
9) в связи с поступлением в налоговый орган сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство с указанием суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета наследодателя, причитающейся наследнику, или сведений о вступившем в законную силу решении суда о признании лица наследником в отношении указанной суммы денежных средств пропорционально доле в наследственной массе - в размере указанной суммы денежных средств не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган таких сведений.
При этом в случае изменения суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета наследодателя, после представления налоговым органом сведений о такой сумме по запросу нотариуса или суда признание единым налоговым платежом наследника причитающейся ему суммы денежных средств осуществляется в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета наследодателя по состоянию на момент такого признания, пропорционально доле наследника в наследственной массе.
Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности.
При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе:
1) налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган (за исключением налоговых деклараций (расчетов) указанных в подпункте 3 настоящего пункта), - со дня их представления в налоговый орган, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего подпункта.
В случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей указанных в абзаце первом настоящего подпункта налоговых деклараций (расчетов) (за исключением налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиками, в отношении которых проводится налоговый мониторинг) контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка их заполнения (за исключением контрольных соотношений, указанных в пункте 5.3 статьи 174 настоящего Кодекса), указанные налоговые декларации (расчеты) учитываются при определении размера совокупной обязанности со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов) либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 настоящего Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Перечень контрольных соотношений, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган и в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), - со дня представления в налоговые органы уточненных налоговых деклараций (расчетов), но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов);
3) налоговых деклараций, в которых заявлены суммы налогов к возмещению либо суммы предусмотренных главой 23 настоящего Кодекса налоговых вычетов, или налоговых деклараций по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, в которых заявлено превышение суммы обеспечительного платежа, указанной в документе о предстоящей поставке товаров, предусмотренном Федеральным законом "О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", над суммой налога (акциза), исчисленной налогоплательщиком (в части такого превышения), - со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов) либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 настоящего Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов) или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при проведении камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
3.1) уточненных налоговых деклараций (расчетов) (за исключением уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в подпункте 4 настоящего пункта), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов):
в случае их представления не позднее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) - со дня их представления, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов);
в случае их представления после наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) - со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов), либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 настоящего Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов) или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, либо со дня их представления, если в течение следующего рабочего дня после представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, представлены уточненные декларации (расчеты), в которых по сравнению с ранее представленными уточненными налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) в размере, равном суммам налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), на которые они были уменьшены в уточненных налоговых декларациях (расчетах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта;
4) уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены организацией, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, и в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), со дня представления в налоговый орган уточненных налоговых деклараций (расчетов), но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов);
5) уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган, - со дня представления в налоговый орган таких уведомлений, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов и до дня, с которого подлежит учету совокупная обязанность на основе налоговой декларации (расчета) по соответствующим налогам, сборам, авансовым платежам по налогам, страховым взносам, указанным в уведомлении, или до дня, с которого совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете на основе сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов;
6) налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога;
7) сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов - со дня, следующего за днем информирования налоговым органом налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) о результатах рассмотрения пояснений и (или) документов, представленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 настоящего Кодекса, либо со дня, следующего за днем истечения одного месяца, в случае непредставления таких пояснений и (или) документов;
8) вступивших в силу решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса - со дня, указанного в соответствующем решении;
8.1) решений налогового органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 68 настоящего Кодекса, при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки - в день истечения одного месяца после принятия соответствующего решения;
8.2) решений налогового органа об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично - в день истечения 30 календарных дней со дня направления налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 221.1 настоящего Кодекса указанного решения налогоплательщику;
9) решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений, вынесенных по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, - со дня вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено подпунктами 10 и 10.1 настоящего пункта;
10) решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета, которыми установлено неисполнение обязанности по уплате налога в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности налогоплательщика, - со дня вступления в силу соответствующего судебного акта;
10.1) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), вынесенного налоговым органом в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на которое указанным физическим лицом подана апелляционная жалоба, - со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании задолженности;
11) судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта или решения;
12) исполнительных документов о взыскании с лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, государственной пошлины в следующие сроки:
со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
со дня, следующего за днем истечения трехмесячного срока со дня вступления в законную силу решения суда, если плательщиком сбора является бюджетное, казенное или автономное учреждение, при наличии условия, указанного в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего подпункта;
со дня выдачи судом соответствующего исполнительного документа, который для целей учета совокупной обязанности на едином налоговом счете признается установленным сроком уплаты, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом;
13) расчетов суммы налога (перерасчета ранее исчисленных сумм налога), произведенных налоговым органом в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" или в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", - со дня уведомления налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов;
14) сведений о разрешениях, выданных органами, выдающими в установленном порядке разрешения на добычу объектов животного мира и (или) разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, - со дня представления сведений указанными органами;
14.1) сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство или сведений о вступившем в законную силу решении суда о признании наследника принявшим наследство - не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган таких сведений, в размере суммы задолженности наследодателя, подлежащей погашению наследником в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества, указанной в таких сведениях или в решении суда о признании наследника принявшим наследство;
15) решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании - со дня принятия соответствующего решения;
16) уведомлений, представленных плательщиком торгового сбора в налоговый орган в соответствии со статьей 416 настоящего Кодекса, информации уполномоченного органа, представленной в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 418 настоящего Кодекса, - со дня представления в налоговый орган указанных уведомлений, информации;
16.1) извещения об уплате покупателем - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции предусмотренного пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции - со дня представления такого извещения в соответствии с пунктом 7 статьи 204 настоящего Кодекса;
17) иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, установленной законодательством о налогах и сборах, - не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
Сумма процентов, определяемая в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня, следующего за днем уплаты последнего платежа, предусмотренного решением о предоставлении отсрочки, рассрочки, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае представления налогоплательщиком заявления о досрочном исполнении решения о предоставлении отсрочки, рассрочки в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса либо заявления в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса сумма задолженности, в отношении которой поданы такие заявления, учитывается в совокупной обязанности последовательно начиная с задолженности с наиболее ранним сроком уплаты в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета на дату ее учета, со дня, следующего за днем представления заявления.
При определении размера совокупной обязанности не учитываются:
1) суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате (перечислению) сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты (перечисления) соответствующих налога, сбора, страховых взносов до дня подачи указанных налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов) прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными;
2) суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм;
3) суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, указанных в вынесенном налоговым органом акте, если судом были приняты меры предварительной защиты (обеспечительные меры), в соответствии с которыми приостановлено полностью или в части действие такого оспариваемого акта налогового органа, либо если вышестоящим налоговым органом было принято решение о приостановлении исполнения такого акта, - до дня вступления в законную силу судебного акта об отмене (замене) указанных мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по соответствующей жалобе, повлекших прекращение приостановления полностью или в части действия акта налогового органа;
3.1) обжалуемые суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, указанные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), вынесенном налоговым органом в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в решении об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, обязанность по уплате которых не исполнена по состоянию на дату получения налоговым органом жалобы, - с даты получения налоговым органом такой жалобы до даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании таких сумм;
3.2) оспариваемые суммы налогов, указанные в налоговом уведомлении, обязанность по уплате которых не исполнена по состоянию на дату получения налоговым органом представленного налогоплательщиком - физическим лицом заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога, - с даты получения налоговым органом такого заявления до истечения тридцати дней со дня формирования налоговым органом сообщения об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного налога по такому заявлению (если в течение указанного тридцатидневного срока не была подана жалоба в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении) или до даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании этих сумм (если данная жалоба была подана в течение указанного тридцатидневного срока).
Положения настоящего подпункта не применяются, если в отношении соответствующей суммы налога, указанной в налоговом уведомлении, налогоплательщиком - физическим лицом ранее было представлено заявление о перерасчете суммы ранее исчисленного налога и (или) была рассмотрена жалоба такого налогоплательщика - физического лица и по ней было принято решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 настоящего Кодекса;
3.3) обжалуемые суммы налогов, указанные в налоговом уведомлении, обязанность по уплате которых не исполнена по состоянию на дату получения налоговым органом жалобы налогоплательщика - физического лица на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, - с даты получения налоговым органом данной жалобы до истечения тридцати дней со дня принятия решения вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, без удовлетворения (если в течение указанного тридцатидневного срока налогоплательщиком - физическим лицом не было представлено уведомление о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по данной жалобе), или до даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании таких сумм (если в течение указанного тридцатидневного срока налогоплательщиком - физическим лицом такое уведомление было представлено), или до даты принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения.
Положения настоящего подпункта не применяются, если в отношении соответствующей суммы налога, указанной в налоговом уведомлении, ранее была рассмотрена жалоба налогоплательщика - физического лица и по данной жалобе было принято решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 настоящего Кодекса, и (или) таким налогоплательщиком - физическим лицом было представлено заявление о перерасчете суммы ранее исчисленного налога;
3.4) обжалуемые суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, указанные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), вынесенном налоговым органом в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в решении об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, и (или) суммы налогов, указанные в налоговом уведомлении, в отношении которых отсутствует судебный акт о взыскании, если налогоплательщиком - физическим лицом была подана жалоба на требование об уплате задолженности или на решение о взыскании задолженности, в размере не более суммы отрицательного сальдо единого налогового счета такого физического лица на дату получения налоговым органом данной жалобы - с даты получения налоговым органом данной жалобы до истечения пятнадцати дней со дня принятия налоговым органом решения по соответствующей жалобе;
4) уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов) не в качестве единого налогового платежа суммы налога на профессиональный доход, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Перечни указанных в настоящем подпункте плательщиков страховых взносов устанавливаются в порядке, предусмотренном соответственно Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности";
5) суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым принято решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки до вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки или до отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса;
6) суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которых арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Новая редакция с 01.01.2027 · 170-ФЗ от 10.06.2026
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории "Сириус" - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, или зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
5) на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, или зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае смерти налогоплательщика или объявления его умершим сумма денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, подлежит учету на едином налоговом счете его наследника в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 11.3 настоящего Кодекса;
5.1) на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа, а также на получение акта такой сверки;
5.2) на основании представленного в налоговый орган запроса получать справки о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа с учетом положений подпункта 10 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате задолженности;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налогоплательщики - физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
При представлении налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При этом налогоплательщику - физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).
Налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в единой системе идентификации и аутентификации, в случае направления в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомления о необходимости получения документов (сведений), содержащих налоговую тайну, от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - уведомление о необходимости получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг) получают от налоговых органов документы (сведения), содержащие налоговую тайну, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг и вправе представлять в налоговые органы документы (сведения) в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, если настоящим Кодексом не предусмотрен иной порядок представления в налоговые органы документов в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) получения от налоговых органов документов (сведений), содержащих налоговую тайну, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Документы (сведения), которые налогоплательщики - физические лица вправе представлять в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также документы (сведения), содержащие налоговую тайну, которые направляются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг, определяются настоящим Кодексом или перечнем, утверждаемым в соответствии с абзацем первым пункта 9 статьи 31 настоящего Кодекса.
При представлении налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их направления налогоплательщиком - физическим лицом в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Информация о дне представления налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг размещается в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Для прекращения получения от налоговых органов документов (сведений), используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг налогоплательщики - физические лица направляют в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о прекращении получения документов (сведений) от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - уведомление о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг).
Получение от налоговых органов документов (сведений), используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг прекращается по истечении трех дней со дня представления налогоплательщиком - физическим лицом в налоговый орган уведомления о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Налогоплательщики - физические лица, ранее прекратившие получение от налоговых органов налоговых уведомлений, документов (сведений), не содержащих налоговую тайну, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, в случае направления в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомления о необходимости получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг получают от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг документы (сведения), используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, как содержащие, так и не содержащие налоговую тайну.
Уведомление о необходимости получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, уведомление о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Форма уведомления о необходимости получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, форма уведомления о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, порядки заполнения таких форм и форматы представления таких уведомлений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Статья 24.2. Международные холдинговые компании
Новая редакция с 01.01.2027 · 170-ФЗ от 10.06.2026
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса международной холдинговой компанией признается международная компания, зарегистрированная в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:
1) международная компания зарегистрирована в порядке редомициляции иностранной организации, которая была создана в соответствии со своим личным законом до 1 марта 2022 года, и с даты ее создания до даты регистрации международной компании в указанном порядке прошло не менее трех лет;
2) международная компания не позднее 15 дней со дня ее регистрации представила в налоговый орган по месту постановки на учет следующие документы и сведения:
финансовая отчетность иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована международная компания, за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год, составленная в соответствии со стандартами, установленными личным законом такой иностранной организации, если иное не предусмотрено настоящим абзацем.
В случае, если личным законом иностранной организации не установлен стандарт составления финансовой отчетности, такая отчетность должна быть составлена в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам.
В случае, если личным законом иностранной организации не установлен стандарт составления финансовой отчетности, такая отчетность должна быть составлена в соответствии со стандартами "Стандарты МСФО" (далее в целях настоящего Кодекса - стандарты МСФО) либо с иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам.
При этом в случае, если на момент регистрации международной компании финансовая отчетность за последний завершившийся финансовый год еще не утверждена, представляется финансовая отчетность за предшествующий финансовый год;
аудиторское заключение к финансовой отчетности, указанной в настоящем подпункте, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения;
сведения о контролирующих лицах международной компании, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, за исключением международных компаний, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
Для международной компании, зарегистрированной в порядке редомициляции иностранной организации в период с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года, положения настоящего подпункта считаются выполненными, если предусмотренные настоящим подпунктом документы и сведения (за исключением сведений о контролирующих лицах международной компании) представлены такой международной компанией не позднее двенадцати месяцев со дня ее регистрации;
3) на дату регистрации международной компании в порядке редомициляции совокупная доля прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц составляет не менее 75 процентов от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц иностранной организации, являвшихся таковыми по состоянию на 1 марта 2022 года и (или) ставших таковыми в период с 1 марта 2022 года до даты регистрации этой международной компании в порядке редомициляции иностранной организации в результате наследования лиц, являвшихся контролирующими лицами этой иностранной организации в период до 1 марта 2022 года.
Положения настоящего подпункта не применяются к международной компании, зарегистрированной в порядке редомициляции до 1 марта 2022 года (включительно).
Если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, в целях настоящего Кодекса статус международной холдинговой компании приобретает российская организация, если она одновременно удовлетворяет следующим условиям:
1) организация создана до 1 марта 2022 года и место ее нахождения на момент подачи заявления, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, расположено на территории специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" (далее в настоящем Кодексе - территория специального административного района), а также с даты создания такой организации до даты подачи указанного заявления прошло не менее трех лет;
2) организация представила в налоговый орган по месту постановки на учет следующие документы и сведения:
заявление о приобретении статуса международной холдинговой компании по форме (формату) и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
документы, подтверждающие направление организацией уведомления, предусмотренного пунктом 1.2 настоящей статьи, а также документы, подтверждающие получение указанного уведомления высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагалось место нахождения организации до его изменения на территорию специального административного района;
сведения о контролирующих лицах организации, указанных в пункте 5 настоящей статьи (с учетом положений пункта 1.3 настоящей статьи), за исключением организаций, указанных в пункте 4 настоящей статьи;
3) на дату подачи заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании отсутствует поступившее в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи от высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого располагалось место нахождения организации до его изменения на территорию специального административного района, возражение относительно приобретения организацией статуса международной холдинговой компании;
4) на дату подачи заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании совокупная доля прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц составляет не менее 75 процентов от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц организации, являвшихся таковыми по состоянию на 1 марта 2022 года и (или) ставших таковыми в период с 1 марта 2022 года до даты подачи такого заявления в результате наследования лиц, являвшихся контролирующими лицами этой организации в период до 1 марта 2022 года.
При этом совокупная доля прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц организации, являвшихся таковыми по состоянию на 1 марта 2022 года, должна быть не менее 75 процентов уставного капитала этой организации по состоянию на указанную дату.
Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее чем за шесть месяцев до даты подачи организацией, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании такая организация обязана направить уведомление о своем намерении приобрести статус международной холдинговой компании в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается (располагалось) место нахождения организации до его изменения на территорию специального административного района.
Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе направить организации и в налоговый орган по месту нахождения организации возражение относительно приобретения ею статуса международной холдинговой компании в случае, если доля поступлений от уплаты организацией налога на прибыль организаций в общей сумме доходов от поступления налога на прибыль организаций в бюджет этого субъекта Российской Федерации составляет более 1 процента (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - более 0,1 процента) хотя бы в одном из трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором изменено место нахождения организации на территорию специального административного района.
Организация, указанная в пункте 1.1 настоящей статьи, у которой за каждый из трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором такой организацией принято решение об изменении места ее нахождения на территорию специального административного района, доля поступлений от уплаты такой организацией налога на прибыль организаций в общей сумме доходов от поступления налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается (располагалось) место нахождения организации до его изменения на территорию специального административного района, составляет менее 1 процента (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - менее 0,1 процента), вправе направить уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в высший исполнительный орган этого субъекта Российской Федерации не позднее чем за один месяц до даты подачи заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании.
В целях настоящей главы контролирующим лицом организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, признается лицо, доля участия которого в указанной организации составляет более 15 процентов и которое является физическим лицом, или государственным суверенным фондом, или организацией, чьи обыкновенные акции и (или) депозитарные расписки, удостоверяющие права на акции, допущены к обращению на российском организованном рынке ценных бумаг или на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, и доля обыкновенных акций и (или) депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала организации, или организацией, в которой прямо или косвенно участвует российское и (или) иностранное государство (если такое государство (территория) не включено в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и доля такого участия составляет не менее 50 процентов.
Доля участия в целях настоящего пункта определяется в соответствии со статьей 105.2 настоящего Кодекса (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми).
Утрата статуса международной холдинговой компании наступает в следующих случаях:
1) в случае принятия международной холдинговой компанией решения о реорганизации в форме присоединения (в том числе в форме присоединения к ней другого юридического лица) или слияния, за исключением случая присоединения или слияния с другой международной холдинговой компанией, которая на дату принятия решения о реорганизации отвечает условиям, предусмотренным пунктом 1 или 1.1 настоящей статьи;
2) в случае, если в течение 365 календарных дней после регистрации международной компании в составе контролирующих лиц такой международной компании появилось новое контролирующее лицо, которое не было признано контролирующим лицом международной компании на дату ее регистрации (за исключением случая появления нового контролирующего лица (лиц) в результате наследования, реорганизации в форме выделения, разделения или преобразования лиц, которые являлись контролирующими лицами международной компании на дату ее регистрации, и случая, если новое контролирующее лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации или является гражданином Российской Федерации);
2.1) в случае, если в течение 365 календарных дней с даты подачи организацией, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании в составе контролирующих лиц такой организации появилось новое контролирующее лицо, не признаваемое контролирующим лицом этой организации на дату подачи указанного заявления (за исключением случая появления нового контролирующего лица (лиц) в результате наследования, реорганизации в форме выделения, разделения или преобразования лиц, которые являлись контролирующими лицами этой организации на дату подачи такого заявления, и случая, если новое контролирующее лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации или является гражданином Российской Федерации);
3) в случае прекращения статуса международной компании в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах";
4) в случае, если в отношении иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована международная компания, не соблюдено требование, предусмотренное частью 14 статьи 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах";
5) в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, на территорию за пределами территории специального административного района.
В случаях, установленных подпунктами 1, 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, международная компания утрачивает статус международной холдинговой компании с даты наступления наиболее раннего из событий, определенных указанными подпунктами.
В случае, установленном подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, международная компания утрачивает статус международной холдинговой компании по истечении срока, указанного в части 14 статьи 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
В случаях, установленных подпунктами 1, 2.1 и 5 пункта 2 настоящей статьи, организация, указанная в пункте 1.1 настоящей статьи, утрачивает статус международной холдинговой компании с даты наступления наиболее раннего из событий, определенных указанными подпунктами.
Условие признания международной компании международной холдинговой компанией, установленное подпунктом 3 пункта 1, подпунктом 4 пункта 1.1 настоящей статьи, и случай утраты статуса международной холдинговой компании, установленный подпунктами 2 и 2.1 пункта 2 настоящей статьи, не применяются в отношении:
1) международных компаний (организаций, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи), которые по состоянию на 1 марта 2022 года являются публичными компаниями;
2) международных компаний (организаций, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи), в которых совокупная доля прямого и (или) косвенного участия публичных компаний составляет 100 процентов.
Положение настоящего подпункта считается выполненным, если в отношении публичных компаний, прямо и (или) косвенно участвующих в международных компаниях, одновременно выполняются следующие условия:
акции (депозитарные расписки на акции) таких публичных компаний допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах, в том числе фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств (за исключением государств (территорий), включенных в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией);
доля обыкновенных акций (депозитарных расписок на акции), допущенных к обращению на фондовых биржах в совокупности по всем указанным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала, сформированного за счет обыкновенных акций (депозитарных расписок на акции), таких публичных компаний.
Положение настоящего подпункта считается выполненным, если в отношении публичных компаний, прямо и (или) косвенно участвующих в организациях, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, выполняется условие, установленное абзацем четвертым настоящего подпункта;
3) международных компаний (организаций, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи), в которых в отношении одного или нескольких их контролирующих лиц, совокупная доля прямого и (или) косвенного участия которых по состоянию на 1 марта 2022 года составляла не менее 25 процентов, после указанной даты действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 207 настоящего Кодекса.
Для применения положений настоящего подпункта в отношении таких контролирующих лиц в налоговый орган в порядке и сроки, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, должны быть представлены сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 5 настоящей статьи, с указанием доли их участия в международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи), указанной в настоящем подпункте, по состоянию на 1 марта 2022 года;
4) международных компаний, в которых в отношении одного или нескольких их контролирующих лиц, совокупная доля прямого и (или) косвенного участия которых по состоянию на дату регистрации соответствующей международной компании в порядке редомициляции составляла не менее 25 процентов, после указанной даты действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, запретов или ограничений на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей в уставных капиталах).
Для применения положений настоящего подпункта в отношении таких контролирующих лиц в налоговый орган в порядке и сроки, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, должны быть представлены сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 5 настоящей статьи, с указанием доли их участия в международной компании, указанной в настоящем подпункте, по состоянию на дату регистрации этой международной компании в порядке редомициляции.
Сведения о контролирующих лицах международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи), представление которых в налоговый орган предусмотрено абзацем четвертым подпункта 2 пункта 1, абзацем четвертым подпункта 2 пункта 1.1 настоящей статьи, должны содержать следующую информацию:
1) полное наименование организации или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся контролирующим лицом международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи);
2) регистрационный номер (номера), присвоенный контролирующему лицу в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации, проживания), код (коды) контролирующего лица в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации, проживания) (их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации, проживания) контролирующего лица (при их наличии) - в отношении иностранных контролирующих лиц;
3) основной государственный регистрационный номер организации, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика - в отношении российских контролирующих лиц;
4) доля участия контролирующего лица в международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи), раскрытие порядка участия контролирующего лица в международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи) при наличии косвенного участия с указанием следующей информации:
информация, предусмотренная подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, - в отношении каждой последующей организации, через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи);
доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи);
наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика - российской организации, через которую реализовано косвенное участие в международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи);
организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица (при их наличии) (их аналоги) - при наличии косвенного участия в международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица;
5) описание оснований для признания лица контролирующим лицом международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи);
6) указание на то, являлось ли контролирующее лицо иностранной организации, зарегистрированной в качестве международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи), таковым ранее 1 марта 2022 года.
Форма (форматы) сведений о контролирующих лицах международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи), представляемых в налоговый орган в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, а также порядок заполнения формы и порядок представления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 46. Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля
Новая редакция с 01.01.2027 · 281-ФЗ от 04.08.2026
В случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации (включая правопреемника реорганизованной организации) или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности (далее в настоящей статье - индивидуальный предприниматель), в банках, его электронные денежные средства и цифровые рубли, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума и иных счетах в части сумм денежных средств, право собственности на которые не принадлежит владельцу соответствующего счета и на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета.
Обращение взыскания на денежные средства, драгоценные металлы на счетах налогоплательщика (налогового агента) - правопреемника реорганизованной организации, его электронные денежные средства и цифровые рубли осуществляется в пределах отрицательного сальдо его единого налогового счета.
В случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах инвестиционного товарищества, на цифровые рубли.
При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах инвестиционного товарищества и цифровых рублей на его счете цифрового рубля взыскание производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей и цифровых рублей на их счетах цифрового рубля.
При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, цифровые рубли на его счете цифрового рубля.
При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей, их цифровых рублей взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах товарищей, их цифровые рубли пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
Взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе - решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности), поручений налогового органа оператору платформы цифрового рубля на перечисление цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление цифровых рублей) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса.
Взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа о взыскании задолженности (далее в настоящем Кодексе - решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и информации о приостановлении операций в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса.
В случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности, по поручению налогового органа на перечисление цифровых рублей или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета.
В случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета.
Порядок ведения реестра решений о взыскании задолженности и размещения в указанном реестре решений о взыскании задолженности, поручений налоговых органов на перечисление суммы задолженности, поручений налогового органа на перечисление цифровых рублей, поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств, а также информации об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности, по поручению налогового органа на перечисление цифровых рублей или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок ведения реестра решений о взыскании задолженности и размещения в указанном реестре документов и информации, предусмотренной настоящим Кодексом, форма поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В поручении налогового органа на перечисление суммы задолженности должны указываться счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление денежных средств, и сумма денежных средств, подлежащая перечислению.
Размещение поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности, информации об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета, в реестре решений о взыскании задолженности признается получением банком, а в отношении цифровых рублей оператором платформы цифрового рубля такого поручения либо информации об изменении суммы задолженности.
Взыскание задолженности с правопреемника реорганизованной организации осуществляется на основании решения о взыскании задолженности, поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности, размещенных в реестре решений о взыскании задолженности в отношении такой реорганизованной организации.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока либо двух месяцев со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при наличии на день такой регистрации неисполненного требования об уплате задолженности.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 31.07.2025 № 287-ФЗ)
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае невозможности передачи решения о взыскании указанными способами оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В случае увеличения суммы недоимки, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании, соответствующая информация доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после изменения в реестре решений о взыскании задолженности суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае увеличения суммы недоимки, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании задолженности, соответствующая информация доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после изменения в реестре решений о взыскании задолженности суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Информация об изменении суммы задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании, размещается в личном кабинете налогоплательщика одновременно с изменением в реестре решений о взыскании задолженности суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа.
Информация об изменении суммы задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании задолженности, размещается в личном кабинете налогоплательщика.
На период, в течение которого сумма задолженности не учитывается в совокупной обязанности, действие решения о взыскании задолженности приостанавливается до даты восстановления учета суммы задолженности в совокупной обязанности в соответствии с подпунктами 2 - 3.4, 5 и 6 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
При этом в случае, если в течение указанного периода формируется отрицательное сальдо единого налогового счета, налоговый орган принимает решение о взыскании задолженности в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.
При этом в случае, если в течение указанного периода формируется отрицательное сальдо единого налогового счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, налоговый орган принимает решение о взыскании задолженности в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.
Если на момент восстановления учета суммы задолженности в совокупной обязанности в соответствии с подпунктами 2 - 3.4, 5 и 6 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса имеется неисполненное решение о взыскании задолженности, действие которого не приостановлено в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта, действие решения о взыскании задолженности, приостановленного на период, указанный в абзаце шестом настоящего пункта, прекращается.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах, электронных денежных средств и цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, персонифицированных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств, реквизитах счета цифрового рубля, используемых для перечисления цифровых рублей) взыскание задолженности производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Взыскание задолженности в соответствии с абзацем первым настоящего пункта осуществляется налоговым органом путем направления решений о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета.
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, этот орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством.
Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности, размещенное в реестре решений о взыскании задолженности, подлежит безусловному исполнению банком, в котором открыт счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, указанный в поручении налогового органа на перечисление суммы задолженности, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности, размещенное в реестре решений о взыскании задолженности для исполнения банком (оператором платформы цифрового рубля), подлежит безусловному исполнению таким банком (оператором платформы цифрового рубля) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации, в течение трех часов операционного дня с момента размещения поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности в реестре решений о взыскании задолженности.
Изменение суммы задолженности в поручении налогового органа не влечет изменений очередности платежей, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Изменение суммы задолженности в поручении налогового органа на перечисление суммы задолженности не влечет изменений очередности платежей, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности, поручение налогового органа на перечисление цифровых рублей, а также поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств прекращает действие с момента формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности прекращает действие с момента формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание задолженности может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах - с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах - со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности исполняется банком (оператором платформы цифрового рубля) с соблюдением следующей очередности:
1) с рублевых расчетных (текущих) счетов;
2) с валютных счетов.
Взыскание задолженности с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты.
Взыскание задолженности с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату исполнения поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности;
При взыскании задолженности с валютных счетов налоговый орган наряду с размещением в реестре решений о взыскании задолженности поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности размещает в указанном реестре поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащей взысканию задолженности на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
3) со счетов в драгоценных металлах.
Взыскание задолженности со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях, которая определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи драгоценных металлов.
Взыскание задолженности со счетов в драгоценных металлах производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях, которая определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату исполнения поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности;
При взыскании задолженности со счетов в драгоценных металлах налоговый орган наряду с размещением в реестре решений о взыскании задолженности поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности размещает в указанном реестре поручение банку на продажу не позднее следующего дня драгоценных металлов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление суммы задолженности, и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи драгоценных металлов на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента).
Расходы, связанные с продажей драгоценных металлов, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).
4) за счет электронных денежных средств.
Взыскание задолженности производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности - за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату исполнения поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности;
Не производится взыскание задолженности с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).
5) с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента);
При наличии депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента) посредством его размещения в реестре решений о взыскании задолженности, если к этому времени не будет исполнено банком размещенное в реестре решений о взыскании задолженности поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности.
При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление суммы задолженности, посредством его размещения в реестре решений о взыскании задолженности по истечении срока действия указанного договора и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов в сумме подлежащей взысканию задолженности на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено банком размещенное в реестре решений о взыскании задолженности поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности.
Формы и форматы поручений налоговых органов банкам на продажу иностранной валюты и драгоценных металлов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций и индивидуальных предпринимателей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
6) со счета цифрового рубля.
Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности исполняется банком в течение одного операционного дня получения им указанного поручения, если взыскание задолженности производится с рублевых счетов, в течение двух операционных дней получения им указанного поручения, если взыскание задолженности производится с валютных счетов, и в течение двух операционных дней, если взыскание задолженности производится со счетов в драгоценных металлах.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление сумм задолженности такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств (драгоценных металлов) на эти счета в течение одного операционного дня такого поступления на рублевые счета, в течение двух операционных дней каждого такого поступления на валютные счета, в течение двух операционных дней каждого такого поступления на счета в драгоценных металлах.
Расходы, непосредственно связанные с исполнением поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности с валютных счетов, со счетов в драгоценных металлах и (или) за счет электронных денежных средств в иностранной валюте, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет электронных денежных средств.
Взыскание задолженности за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банке.
Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (персонифицированных электронных средств платежа) (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание задолженности может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.
При взыскании задолженности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.
При взыскании задолженности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств с рублевого счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перевод электронных денежных средств направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).
Банк осуществляет перевод электронных денежных средств на рублевый счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных средств.
При недостаточности или отсутствии электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств такое поручение исполняется по мере получения электронных денежных средств.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках, электронных денежных средств, цифровых рублей в день получения банком (оператором платформы цифрового рубля) поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности такое поручение налогового органа исполняется банком, а в отношении цифровых рублей - оператором платформы цифрового рубля по мере поступления соответственно денежных средств (драгоценных металлов), электронных денежных средств, цифровых рублей в течение трех часов операционного дня с момента такого поступления.
Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание задолженности производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.
Порядок информационного взаимодействия банков (оператора платформы цифрового рубля) с налоговыми органами в целях исполнения поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет цифровых рублей такого налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание задолженности за счет цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления оператору платформы цифрового рубля поручения налогового органа на перечисление цифровых рублей.
Поручение налогового органа на перечисление цифровых рублей должно содержать указание реквизитов счета цифрового рубля налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которого должно быть произведено перечисление, указание подлежащей перечислению суммы.
Поручение налогового органа на перечисление цифровых рублей исполняется оператором платформы цифрового рубля не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения.
При недостаточности или отсутствии цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения оператором платформы цифрового рубля поручения налогового органа на перечисление цифровых рублей такое поручение исполняется по мере получения цифровых рублей.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, его электронных денежных средств, его цифровых рублей или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа (персонифицированного электронного средства платежа), используемого для переводов электронных денежных средств, информации о реквизитах счета цифрового рубля, используемого для перечисления цифровых рублей, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в отношении налогоплательщика (налогового агента) - организации при поступлении в налоговый орган уведомления органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Обращение взыскания на имущество участников договора инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса допускается только в случае отсутствия или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, остатков электронных денежных средств в банках и цифровых рублей инвестиционного товарищества, управляющих товарищей и товарищей.
При взыскании задолженности налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств и цифровых рублей.
Со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в такой кредитной организации производится с учетом положений Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Взыскание пеней, в том числе начисленных физическому лицу, которое является индивидуальным предпринимателем, а также сборов, страховых взносов, штрафов, процентов осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
Новая редакция с 01.01.2027 · 425-ФЗ от 28.11.2025
Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации, размещенное в реестре решений о взыскании задолженности (далее в настоящей статье - поручение налогового органа), в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня соответственно получения такого поручения налогоплательщика или размещения поручения налогового органа в реестре решений о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поручение налогового органа исполняется банком (оператором платформы цифрового рубля) в течение трех часов операционного дня с момента размещения поручения налогового органа в реестре решений о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поручение налогоплательщика исполняется банком в день получения такого поручения налогоплательщика в течение одного операционного дня, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением указанных операций, осуществляемых посредством трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при котором налогоплательщика обслуживает иностранный банк.
При этом плата за обслуживание по операциям, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, не взимается, за исключением указанных операций, осуществляемых посредством трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при котором налогоплательщика обслуживает иностранный банк.
При предъявлении поручения налогоплательщика - физического лица в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.
При предъявлении поручения налогоплательщика - физического лица в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.
При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.
При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).
Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.
Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации неперечисленную им сумму денежных средств.
В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.
Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Требование о перечислении задолженности в части неперечисленной банком суммы денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении задолженности) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы денежных средств и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы денежных средств.
Требованием о перечислении задолженности признается уведомление банка о неперечисленной сумме денежных средств, а также об обязанности перечислить эту сумму в установленный срок.
Форматы требования о перечислении задолженности и порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений на перечисление единого налогового платежа за третьих лиц.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, уплачиваемых не в качестве единого налогового платежа.
Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).
При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов денежных средств в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Статья 75. Пеня
Новая редакция с 01.01.2027 · 170-ФЗ от 10.06.2026
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.
В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки либо заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Не начисляются пени на сумму недоимки в размере, не превышающем размера положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика в соответствующий календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, увеличенного на сумму денежных средств, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогоплательщика по уплате конкретного налога.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки.
Если иное не установлено настоящей статьей, процентная ставка пени принимается равной:
1) для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
2) для организаций:
в отношении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно), - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
в отношении суммы недоимки, не указанной в абзаце втором настоящего подпункта, - одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2024 года ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
В период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года процентная ставка пени для организаций принимается равной:
1) в течение первых 30 календарных дней (включительно) просрочки исполнения обязанности по уплате налогов - одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в указанный период;
2) начиная с 31-го дня просрочки исполнения обязанности по уплате налогов по 90-й день (включительно) - одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в указанный период;
3) начиная с 91-го дня просрочки исполнения обязанности по уплате налогов - одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в указанный период.
Сумма пеней, подлежащая уменьшению в случае уменьшения совокупной обязанности, не может превышать сумму пеней, которая была ранее начислена в период с установленного срока уплаты уменьшаемой совокупной обязанности до даты учета соответствующего уменьшения совокупной обязанности на едином налоговом счете в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
В случае увеличения совокупной обязанности отражение на едином налоговом счете начисления пеней на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
Пени не начисляются на сумму недоимки:
1) возникшей в результате произведенной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса самостоятельной корректировки налоговой базы и суммы налога (убытков), - со дня возникновения недоимки до установленного срока уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период;
2) возникшей в результате произведенной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 12 статьи 105.18 настоящего Кодекса обратной корректировки налоговой базы и суммы налога (убытков);
3) образовавшейся у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления и уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга;
4) в отношении которой принято решение о предоставлении отсрочки, рассрочки, - со дня вступления в силу указанного решения в соответствии с пунктом 10 статьи 64 настоящего Кодекса.
4) в отношении которой принято решение о предоставлении отсрочки, рассрочки, - со дня вступления в силу указанного решения в соответствии с пунктом 10 статьи 64 настоящего Кодекса;
5) учтенной в совокупной обязанности наследника в соответствии с подпунктом 14.1 пункта 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса, - до дня выдачи свидетельства о праве на наследство, но не более шести месяцев со дня открытия наследства или в случае открытия наследства в день предполагаемой гибели наследодателя - не более шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Положение, предусмотренное пунктом 7 настоящей статьи, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов.
Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, по счетам цифрового рубля, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
Новая редакция с 01.01.2027 · 281-ФЗ от 04.08.2026
Приостановление операций по счетам в банке, по счету цифрового рубля и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком, а в отношении приостановления операций по счету цифрового рубля оператором платформы цифрового рубля всех расходных операций по данному счету, счету цифрового рубля, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Приостановление операций по счету, по счету цифрового рубля не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов владельца счета, и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации или на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации, открытый в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению, вне зависимости от должника.
Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума и иным счетам в части сумм денежных средств, право собственности на которые не принадлежит владельцу соответствующего счета и на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля в случае принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности действует в отношении всех счетов и счета цифрового рубля, информация о приостановлении операций по которым размещена в соответствии с пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса в реестре решений о взыскании задолженности, начиная с момента размещения такой информации.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля в случае принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности действует в отношении всех счетов и счета цифрового рубля начиная с момента размещения информации о приостановлении операций в соответствии с пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса в реестре решений о взыскании задолженности.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, приостановление операций по счету цифрового рубля в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означают прекращение банком, оператором платформы цифрового рубля расходных операций по счету (счетам), счету цифрового рубля этого налогоплательщика-организации в размере отрицательного сальдо его единого налогового счета, определяемом соответственно банком, оператором платформы цифрового рубля ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в размере отрицательного сальдо единого налогового счета этого налогоплательщика-организации до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, определяемом банком ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету, счету в драгоценных металлах в банке либо переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в иностранной валюте в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций или операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в иностранной валюте, в размере отрицательного сальдо единого налогового счета этого налогоплательщика-организации в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации или стоимости драгоценных металлов, определенной исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленных Центральным банком Российской Федерации на дату начала действия такого приостановления, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, определяемых банком на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности.
Операции налогоплательщика-организации по его счетам в банке, по его счету цифрового рубля и переводы его электронных денежных средств также могут быть приостановлены на основании решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств, принятого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:
1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;
1.1) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота - в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности;
2) (Подпункт утратил силу - Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ)
Решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:
1) при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;
1.1) при принятии решения на основании подпункта 1.1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса;
2) (Подпункт утратил силу - Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ)
Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам, расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов), в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам, расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов).
Налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 или пунктом 3.2 настоящей статьи.
Решения о приостановлении операций по счетам в банке, по счету цифрового рубля и переводов электронных денежных средств организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи, принимаются налоговым органом, проводящим налоговый мониторинг.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом соответственно в банк, оператору платформы цифрового рубля в электронной форме.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств направляется соответственно в банк, оператору платформы цифрового рубля в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Порядок направления в банк, оператору платформы цифрового рубля в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке, по счету цифрового рубля налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, по счету цифрового рубля налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение одного дня, следующего за днем приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение одного дня, следующего за днем приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, в случае отсутствия информации о приостановлении операций по счетам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в реестре решений о взыскании задолженности, а при ее наличии в указанном реестре - только сведения об остатках указанных денежных средств (драгоценных металлов), электронных денежных средств, за счет которых может быть исполнено поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности.
Оператор платформы цифрового рубля обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках цифровых рублей на счете цифрового рубля, операции по которому приостановлены, в течение одного дня, следующего за днем приостановления операций по счету цифрового рубля налогоплательщика-организации.
Оператор платформы цифрового рубля обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках цифровых рублей на счете цифрового рубля, операции по которому приостановлены, в течение одного дня, следующего за днем приостановления операций по счету цифрового рубля налогоплательщика-организации, в случае отсутствия информации о приостановлении операций по счету цифрового рубля в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в реестре решений о взыскании задолженности, а при ее наличии в указанном реестре - только сведения об остатках цифровых рублей, за счет которых может быть исполнено поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности.
Форматы сообщения банком, оператором платформы цифрового рубля сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика-организации в банке, остатках цифровых рублей на счете цифрового рубля и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком, оператором платформы цифрового рубля указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форматы сообщения банком, оператором платформы цифрового рубля сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика-организации в банке, об остатках цифровых рублей на счете цифрового рубля, об остатках электронных денежных средств, об остатках денежных средств (драгоценных металлов), электронных денежных средств, цифровых рублей, за счет которых может быть исполнено поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности, и порядок направления банком, оператором платформы цифрового рубля указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Банк обязан не позднее дня, следующего за днем, по состоянию на конец которого произошло изменение остатка денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также остатка электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, сообщать в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) и об остатках электронных денежных средств по состоянию на конец соответствующего операционного дня.
Банк обязан не позднее дня, следующего за днем, по состоянию на конец которого произошло изменение остатка денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также остатка электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, сообщать в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) и об остатках электронных денежных средств по состоянию на конец соответствующего операционного дня в случае отсутствия информации о приостановлении операций по счетам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в реестре решений о взыскании задолженности, а при ее наличии в указанном реестре - только сведения об остатках по состоянию на конец соответствующего операционного дня указанных денежных средств (драгоценных металлов), электронных денежных средств, за счет которых может быть исполнено поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности.
Оператор платформы цифрового рубля обязан не позднее дня, следующего за днем, по состоянию на конец которого произошло изменение остатка цифровых рублей налогоплательщика-организации на счете цифрового рубля, сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатке цифровых рублей на счете цифрового рубля по состоянию на конец соответствующего операционного дня.
Оператор платформы цифрового рубля обязан не позднее дня, следующего за днем, по состоянию на конец которого произошло изменение остатка цифровых рублей налогоплательщика-организации на счете цифрового рубля, сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатке цифровых рублей на счете цифрового рубля по состоянию на конец соответствующего операционного дня в случае отсутствия информации о приостановлении операций по счету цифрового рубля в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в реестре решений о взыскании задолженности, а при ее наличии в указанном реестре - только сведения об остатках по состоянию на конец соответствующего операционного дня цифровых рублей, за счет которых может быть исполнено поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности.
В сообщении сведений об остатках денежных средств на валютных счетах налогоплательщика-организации (драгоценных металлов на счетах в драгоценных металлах налогоплательщика-организации, электронных денежных средств в иностранной валюте), за счет которых может быть исполнено поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности, банком указывается соответствующая сумма в рублях по курсу (учетной цене на драгоценные металлы), установленному Центральным банком Российской Федерации на дату направления такого сообщения.
Установленный настоящей статьей порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков-организаций в банках, по их счетам цифрового рубля и переводов их электронных денежных средств по основаниям, предусмотренным настоящей статьей и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса, подлежит безусловному исполнению соответственно банками, оператором платформы цифрового рубля.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке, по счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения соответственно банком, оператором платформы цифрового рубля решения налогового органа о приостановлении таких операций, переводов и до получения соответственно банком, оператором платформы цифрового рубля решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств, оператору платформы цифрового рубля решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счету цифрового рубля в электронной форме дата и время получения этих решений банком, оператором платформы цифрового рубля определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае, если после приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены налоговым органом, приостановление операций по счетам в банке применяется также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
В случае, если после приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика-организации, переводы электронных денежных средств с использованием которого приостановлены налоговым органом, приостановление переводов электронных денежных средств применяется также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и электронных денежных средств с использованием корпоративного электронного средства платежа, имеющего измененные реквизиты.
В случае, если после приостановления операций по счету цифрового рубля налогоплательщика-организации изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета цифрового рубля налогоплательщика-организации, операции по которому приостановлены налоговым органом, приостановление операций по счету цифрового рубля применяется также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету цифрового рубля, имеющему измененные реквизиты.
Возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации, оператором платформы цифрового рубля - по счету цифрового рубля налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, либо не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт уплаты задолженности.
(Пункт утратил силу - Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ)
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пункте 7 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.
В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Положения пунктов 9.1 и 9.2 настоящей статьи применяются также в случае приостановления переводов электронных денежных средств и приостановления операций по счету цифрового рубля налогоплательщика-организации.
Банк, а в отношении цифрового рубля оператор платформы цифрового рубля не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций по счетам в банке, операций по его счету цифрового рубля и переводов его электронных денежных средств налоговым органом.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках, по счету цифрового рубля и переводов электронных денежных средств следующих лиц:
1) организаций - налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;
2) индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, не утративших статус индивидуального предпринимателя на дату принятия решения о взыскании (далее в настоящей статье - индивидуальный предприниматель);
3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;
4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов.
В случае приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, приостановления операций по его счету цифрового рубля, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, их счетам цифрового рубля и открытия соответственно банком, оператором платформы цифрового рубля этой организации и этим лицам счета, счета цифрового рубля и (или) предоставления банком этой организации права использовать новые корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) для переводов электронных денежных средств все расходные операции по вновь открытым счетам, счету цифрового рубля и (или) по переводу электронных денежных средств этой организации и этих лиц прекращаются банком, а в отношении цифровых рублей оператором платформы цифрового рубля со дня открытия соответствующего счета, счета цифрового рубля и (или) предоставления права использовать корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) до прекращения действия приостановления операций по счетам, по счету цифрового рубля и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц либо до отмены налоговым органом приостановления операций по счетам, счету цифрового рубля и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в соответствии с пунктами 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Порядок информирования банков о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика-организации, лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, и переводов их электронных денежных средств, информирования оператора платформы цифрового рубля о приостановлении операций по счетам цифрового рубля налогоплательщика-организации, лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Не подлежат приостановлению в соответствии с настоящим пунктом операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума и иным счетам в части сумм денежных средств, право собственности на которые не принадлежит владельцу соответствующего счета и на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета.
Приостановление операций по счету в соответствии с настоящим пунктом не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих уплате владельцем счета, и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации или на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации, открытый в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению, вне зависимости от должника.
Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
Новая редакция с 01.01.2027 · 242-ФЗ от 26.07.2026
Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации обязана не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, посредством комплексной информационной системы адвокатуры России сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в единый государственный реестр адвокатов или исключенные из указанного реестра (в том числе о внесении исправлений или изменений в указанные сведения), о принятых в этом месяце решениях о приостановлении (возобновлении) и восстановлении статуса адвокатов, а также об избранной адвокатами форме адвокатского образования.
Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ)
Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание или видов на жительство, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и которым выданы разрешения на временное проживание или виды на жительство, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем выдачи указанных документов.
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств (за исключением исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники), обязаны сообщать имеющиеся у них сведения о зарегистрированных недвижимом имуществе и транспортных средствах (правах и зарегистрированных сделках в отношении недвижимого имущества и транспортных средств), и об их владельцах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, или его территориальные органы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать имеющиеся у них сведения о зарегистрированном недвижимом имуществе (правах и зарегистрированных сделках в отношении недвижимого имущества) и о его владельцах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, или его территориальные органы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами.
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (был добавлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ))
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (был добавлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ))
Органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств (за исключением исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники), обязаны сообщать имеющиеся у них сведения о зарегистрированных транспортных средствах (правах и зарегистрированных сделках в отношении транспортных средств) и об их владельцах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, или его территориальные органы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Федеральный орган исполнительной власти, являющийся оператором федеральной государственной информационной системы учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, обязан сообщать внесенные в указанную информационную систему сведения о зарегистрированных транспортных средствах и об их владельцах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами.
Федеральный орган исполнительной власти, являющийся оператором федеральной государственной информационной системы учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, обязан сообщать внесенные в указанную информационную систему сведения о зарегистрированных транспортных средствах и об их владельцах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.
(Пункт утратил силу - Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ)
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;
о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.
Органы, осуществляющие выдачу и замену паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
1) о фактах первичной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, выдачи в дополнение к действующему или замены указанного паспорта и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном паспорте, в течение пяти дней со дня выдачи нового паспорта;
2) о фактах подачи гражданином в указанные органы заявления об объявлении паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, недействительным в связи с его утратой в течение трех дней со дня подачи такого заявления.
Абзац.
Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о внесении сведений в соответствующий реестр (об изменениях, вносимых в реестр) в течение 10 дней со дня внесения указанных сведений (изменений).
Органы, осуществляющие в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе полномочия в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, в срок до 1 марта 2015 года обязаны сообщить в налоговые органы Республики Крым и города федерального значения Севастополя имеющиеся у них сведения об объектах недвижимого имущества (в том числе земельных участках) и их правообладателях по состоянию на 1 января 2015 года и исполнять обязанности, установленные пунктом 4 настоящей статьи.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязан сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, следующие сведения:
1) о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (снятия с регистрационного учета) или изменения указанных сведений;
2) о лицах, в отношении которых органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, о лицах, сведения о которых размещены в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", относящихся к инвалидам, включая детей-инвалидов, ветеранам боевых действий, ветеранам труда, лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а также о многодетных семьях, сведения о которых внесены в государственную информационную систему "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения;
3) об опекунах и о попечителях, недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, сведения о которых размещены органами опеки и попечительства в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" и содержатся в банке данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки) (в том числе сведения о внесении исправлений или изменений в указанные сведения), в течение пяти дней со дня их размещения.
Потребительские кооперативы обязаны сообщать сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.
Оператор единой системы идентификации и аутентификации обязан сообщать сведения, содержащиеся в единой системе идентификации и аутентификации, об иностранных гражданах или о лицах без гражданства, прошедших в установленном Правительством Российской Федерации порядке проверку достоверности, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного дня со дня размещения сведений в указанной системе.
Формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Органы или иные лица, указанные в пунктах 3, 4, 8, 8.1, 9.4, 9.6 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме.
Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Сведения, указанные в настоящей статье, представляются в налоговые органы бесплатно.
Сведения, предусмотренные настоящей статьей, представляются также указанными в настоящей статье органами, учреждениями, организациями, должностными лицами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.
Статья 102. Налоговая тайна
Новая редакция с 01.01.2027 · 281-ФЗ от 04.08.2026
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:
1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе сумме задолженности при ее наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органам публичной власти федеральной территории "Сириус") в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах задолженности плательщиков местных сборов;
9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;
10) перечисленных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, в качестве единого налогового платежа суммах денежных средств с указанием их принадлежности, определенной в соответствии с пунктами 7 - 9 статьи 45 настоящего Кодекса;
11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;
12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных лиц (за исключением сведений о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств);
13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса;
14) о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных настоящим Кодексом;
15) предоставляемых по запросам Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральной территории "Сириус" сведений о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, определенной в соответствии с пунктами 7 - 9 статьи 45 настоящего Кодекса, к налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источниками формирования доходов соответствующего бюджета;
16) о номере записи федерального регистра сведений о населении.
Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах задолженности), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 - 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну.
Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну, а также представление в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций, полученной в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 25.5 настоящего Кодекса.
Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности в целях осуществления функций указанного оператора в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" по его запросу сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям - участникам внешнеэкономической деятельности из налоговых деклараций по указанному налогу.
Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
По выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) согласие, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части.
Указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме.
Формат и порядок направления указанного согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), а также на работников указанных организаций.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.
Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:
1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1 - 3 и 5 - 8 пункта 1 настоящей статьи;
2) разглашение таких сведений и утрата представленных специальных деклараций и (или) прилагаемых к ним документов и (или) сведений являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;
4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;
5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, поступившие в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, в составе информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от участников консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в финансовых органах субъектов Российской Федерации имеют должностные лица, определяемые руководителями этих финансовых органов.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о доходах физических лиц, поступившие в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации по запросам указанных органов и фонда, направляемым в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, в целях предоставления мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в органах субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации имеют должностные лица, определяемые руководителями указанных органов и фонда соответственно.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на поступившие от налогового органа налоговым агентам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке для предоставления инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 настоящего Кодекса, и (или) налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219.2 настоящего Кодекса, следующие сведения:
об использовании (о неиспользовании) налогоплательщиком - физическим лицом права на получение налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 настоящего Кодекса, в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и иных договоров, прекращенных с переводом активов на этот индивидуальный инвестиционный счет в порядке, предусмотренном пунктом 9.1 статьи 226.1 настоящего Кодекса;
о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, у налоговых агентов имеют работники, определяемые руководителями (заместителями руководителей) таких организаций.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о снятии с учета в налоговых органах физических лиц в связи со смертью, поступившие от налоговых органов в банки в целях, установленных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в банках имеют должностные лица, определяемые руководителями таких банков.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, указанные в абзаце шестом подпункта 2 и абзаце пятом подпункта 4 пункта 1 статьи 213, абзаце восьмом пункта 2 статьи 213.1 настоящего Кодекса, поступившие от налогового органа страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах имеют работники, определяемые руководителями (заместителями руководителей) таких страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, составляющие налоговую тайну, передаваемые налоговыми органами в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, его территориальные органы.
Доступ к предусмотренным настоящим пунктом сведениям, составляющим налоговую тайну, в указанных комиссиях и органах имеют должностные лица, определяемые руководителями указанных комиссий и органов соответственно.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, составляющие налоговую тайну, передаваемые налоговыми органами в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы, подведомственные предприятия, а также в уполномоченные организации, созданные в форме государственного учреждения.
Доступ к предусмотренным настоящим пунктом сведениям, составляющим налоговую тайну, в указанных органах, подведомственных предприятиях или уполномоченных организациях имеют должностные лица, определяемые руководителями указанных органов, предприятий и организаций соответственно.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, ответственности за разглашение таких сведений распространяются на документы (сведения), размещенные в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг, и на документы (сведения), передаваемые налоговым органом в указанный личный кабинет.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, составляющие налоговую тайну, передаваемые налоговыми органами в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Доступ к предусмотренным настоящим пунктом сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица указанных в настоящем пункте федеральных органов исполнительной власти, определяемые руководителями этих органов.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, ответственности за разглашение таких сведений распространяются на документы (сведения), размещенные в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг, и на документы (сведения), передаваемые налоговым органом в указанный личный кабинет.
Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, составляющие налоговую тайну, передаваемые налоговыми органами в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2025 года № 344-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, заключившие соглашения в соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр".
Доступ к предусмотренным настоящим пунктом сведениям, составляющим налоговую тайну, в указанных органах имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.
Статья 105.16-1. Общие положения о документации по международным группам компаний
Новая редакция с 01.01.2027 · 170-ФЗ от 10.06.2026
В целях настоящего Кодекса международной группой компаний признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых соблюдаются все следующие условия:
1) в отношении совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, указанной в абзаце первом настоящего пункта, составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете либо требованиями фондовых бирж, в том числе иностранных фондовых бирж, при принятии решения о допуске к торгам ценных бумаг любой из указанных организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица или такая отчетность должна была бы составляться, если бы ценные бумаги любой из указанных организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица были допущены к торгам на фондовой бирже, в том числе на иностранной фондовой бирже;
2) в состав совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, указанной в абзаце первом настоящего пункта, входит хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая признается налоговым резидентом Российской Федерации, либо организация или иностранная структура без образования юридического лица, не признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через постоянное представительство, и хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом Российской Федерации, либо организация или иностранная структура без образования юридического лица, признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство.
Участником международной группы компаний в целях настоящего Кодекса признаются:
1) лицо, входящее в совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, признаваемых международной группой компаний;
2) лицо, относящееся на конец финансового года к организациям и (или) иностранным структурам без образования юридического лица, указанным в пункте 1 настоящей статьи, финансовая отчетность по которому не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности указанной группы исключительно в силу размера или несущественности данных о таком лице;
3) постоянные представительства лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.
Для целей настоящего Кодекса не признаются участниками международной группы компаний Центральный банк Российской Федерации, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус".
Документация, представляемая налогоплательщиками - участниками международных групп компаний (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 настоящего Кодекса) на основании пункта 7 статьи 105.15 настоящего Кодекса, включает в себя следующие документы:
1) уведомление об участии в международной группе компаний;
2) страновые сведения по международной группе компаний, участником которой является налогоплательщик.
Страновыми сведениями по международной группе компаний (далее - страновые сведения) в целях настоящего Кодекса признаются сведения о доходах (расходах), прибыли (убытке), полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников международной группы компаний в Российской Федерации и (или) иностранном государстве (территории), об основных показателях, характеризующих деятельность участников международной группы компаний в Российской Федерации и (или) иностранном государстве (территории), а также о суммах налогов, исчисленных и (или) уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации и (или) иностранного государства (территории), представляемые участниками международной группы компаний.
Страновые сведения включают в себя следующие документы:
1) глобальная документация по международной группе компаний (далее - глобальная документация);
2) национальная документация участника международной группы компаний (далее - национальная документация);
3) страновой отчет международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (далее - страновой отчет).
В целях настоящей главы используются следующие понятия и термины:
1) материнская компания международной группы компаний - участник международной группы компаний, который прямо и (или) косвенно участвует в остальных участниках этой международной группы или иным способом осуществляет контроль над ними и доля участия (наличие контроля) которого является достаточной для того, чтобы финансовая отчетность других участников подлежала включению в консолидированную финансовую отчетность такого участника международной группы компаний либо подлежала бы включению в такую консолидированную финансовую отчетность, если бы ценные бумаги такого участника были бы допущены к торгам на фондовой бирже, в том числе на иностранной фондовой бирже (за исключением случаев, если финансовая отчетность такого участника подлежит включению в консолидированную финансовую отчетность другого участника этой международной группы);
2) уполномоченный участник международной группы компаний - участник международной группы компаний, на которого материнской компанией международной группы компаний возложена обязанность по представлению от имени такой международной группы компаний странового отчета в компетентные органы иностранного государства (территории), налоговым резидентом которого является этот участник либо в котором его деятельность приводит к образованию постоянного представительства;
3) финансовый год - период, за который составляется или должна была бы составляться консолидированная финансовая отчетность международной группы компаний;
4) отчетный период - финансовый год, следующий за финансовым годом, в котором общая сумма дохода (выручки) международной группы компаний в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью превышает общую сумму дохода (выручки), указанную в подпункте 3 пункта 6 статьи 105.16-3 настоящего Кодекса;
5) консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность международной группы компаний, составляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, Международными стандартами финансовой отчетности или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами, в том числе иностранными фондовыми биржами, для принятия решения о допуске ее ценных бумаг к торгам, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и денежные потоки материнской компании международной группы компаний и участников международной группы компаний представлены как активы, обязательства, капитал, доход, расходы и денежные потоки единого субъекта экономической деятельности.
5) консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность международной группы компаний, составляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, со стандартами МСФО или с иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами, в том числе иностранными фондовыми биржами, для принятия решения о допуске ее ценных бумаг к торгам, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и денежные потоки материнской компании международной группы компаний и участников международной группы компаний представлены как активы, обязательства, капитал, доход, расходы и денежные потоки единого субъекта экономической деятельности.
Статья 105.16-6. Страновой отчет
Новая редакция с 01.01.2027 · 170-ФЗ от 10.06.2026
Страновой отчет должен содержать информацию:
1) об общей сумме доходов (выручки) по сделкам за отчетный период, в том числе с разбивкой на сумму доходов (выручки) по сделкам с участниками этой международной группы компаний и сумму доходов (выручки) по сделкам с другими лицами, в том числе ассоциированными организациями;
2) о сумме прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период;
3) о сумме исчисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) за отчетный период;
4) о сумме уплаченного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) в отчетном периоде;
5) о размере капитала на дату окончания отчетного периода;
6) о сумме накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода;
7) о численности работников за отчетный период;
8) о величине материальных активов на дату окончания отчетного периода;
9) идентификационные сведения о каждом участнике международной группы, в том числе с указанием государства (территории), в соответствии с правом которого такой участник учрежден, государства (территории) налогового резидентства и основных видов деятельности каждого участника международной группы компаний.
Требования к составу информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке заполнения странового отчета, предусмотренном пунктом 4 статьи 105.16-3 настоящего Кодекса.
Информация, предусмотренная подпунктами 1 - 8 пункта 1 настоящей статьи, отражается в обобщенном виде в отношении деятельности участников международной группы компаний, являющихся налоговыми резидентами и (или) постоянными представительствами в одном государстве (территории), без разделения информации по отдельным участникам международной группы компаний.
Информация, предусмотренная подпунктами 1 - 8 пункта 1 настоящей статьи, отражается на основании данных консолидированной финансовой отчетности, составляемой материнской компанией международной группы компаний в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, либо на основании данных бухгалтерского и (или) налогового учета, формируемых исходя из правил, принятых в государстве (территории) налогового резидентства соответствующего участника международной группы компаний, либо на основании иной информации, обеспечивающей полноту и достоверность сведений странового отчета.
Информация, предусмотренная подпунктами 1 - 8 пункта 1 настоящей статьи, отражается на основании данных консолидированной финансовой отчетности, составляемой материнской компанией международной группы компаний в соответствии со стандартами МСФО или с иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, либо на основании данных бухгалтерского и (или) налогового учета, формируемых исходя из правил, принятых в государстве (территории) налогового резидентства соответствующего участника международной группы компаний, либо на основании иной информации, обеспечивающей полноту и достоверность сведений странового отчета.
При этом налогоплательщик также обеспечивает ежегодное последовательное использование одних и тех же источников информации для заполнения соответствующих показателей, а при их изменении раскрытие причин такого изменения.
Налогоплательщик, являющийся участником международной группы компаний, вправе раскрыть методологию и принципы составления странового отчета, а также представить иную дополнительную информацию, которая содержит детальные сведения в отношении информации, представленной в обязательном порядке в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
При обнаружении налогоплательщиком в страновом отчете неполноты сведений, неточностей либо ошибок в его заполнении налогоплательщик вправе представить уточненный страновой отчет.
В случае представления уточненного странового отчета до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или территориальным налоговым органом факта отражения в страновом отчете недостоверных сведений, такой налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.10 настоящего Кодекса.
Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении суммы задолженности
Новая редакция с 01.01.2027 · 425-ФЗ от 28.11.2025
Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении суммы задолженности
Неправомерное неисполнение банком (оператором платформы цифрового рубля) в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности
влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счете инвестиционного товарищества, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа,
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счете (счетах) налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счете инвестиционного товарищества, отсутствия остатка электронных денежных средств, оператором платформы цифрового рубля - отсутствия остатка цифровых рублей, в отношении которых в банке (у оператора платформы цифрового рубля) находится поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности,
влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
Статья 135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами, оператором платформы цифрового рубля обязанностей, связанных с цифровыми рублями
Новая редакция с 01.01.2027 · 425-ФЗ от 28.11.2025
Предоставление права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств при отсутствии сведений о соответствующем идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе и дате постановки на учет в налоговом органе (для иностранной организации), содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица
влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении (прекращении) права физическому лицу использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении (прекращении) права физическому лицу, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также сведений об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте
влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов, пеней, штрафа,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.
Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств, оператором платформы цифрового рубля поручения налогового органа на перечисление цифровых рублей налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента
влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
(Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ)
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка электронных денежных средств, оператором платформы цифрового рубля - отсутствия остатка цифровых рублей налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, в отношении которых соответственно в банке находится поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств или у оператора платформы цифрового рубля находится поручение налогового органа на перечисление цифровых рублей,
влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
(Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ)
Непредставление банком справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения,
влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.