Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области от 17 февраля 2023 года № 20-ФЗ

Кодексы и законы › 20-ФЗ

Статья 3. Особенности правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

п. 1

Граждане, которые имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и у которых временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам продолжаются после 28 февраля 2023 года, за период с 1 марта 2023 года имеют право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Если размер пособия, исчисленного таким гражданам в соответствии с указанным Федеральным законом, не достигает размера пособия, исчисленного в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, пособие выплачивается в прежнем размере.

п. 2

Граждане, занимающиеся предпринимательской, профессиональной, иной деятельностью, обеспечивающие себя работой самостоятельно, которые по состоянию на 31 декабря 2022 года являлись застрахованными лицами по общеобязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с актами Донецкой Народной Республики или по общеобязательному государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с актами Луганской Народной Республики, в период с 1 марта по 31 декабря 2023 года имеют право на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с учетом особенностей, установленных частью 1 настоящей статьи), и могут продолжить данные правоотношения на условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

п. 3

Пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам по страховым случаям, наступившим до 1 марта 2023 года, назначаются и выплачиваются на основании листка нетрудоспособности, выданного по форме, установленной в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

п. 4

Пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам по страховым случаям, наступившим в период с 1 марта 2023 года до 1 января 2027 года, назначаются и выплачиваются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или сформированного медицинской организацией и размещенного в информационной системе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

(В редакции Федерального закона от 28.11.2025 № 439-ФЗ)

п. 5

Застрахованным лицам, находящимся по состоянию на 1 марта 2023 года в отпуске по уходу за ребенком, с указанной даты на период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет назначается и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

п. 6

В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам наряду с периодами работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, включаемыми в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых застрахованное лицо подлежало общеобязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Донецкой Народной Республики, и периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых застрахованное лицо подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Луганской Народной Республики, а также периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября 2022 года до 1 марта 2023 года.

п. 7

В случае, если гражданин не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения указанных периодов, достоверности содержащихся в этих документах сведений, такие периоды могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в указанную комиссию или территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для последующего направления в указанную комиссию.

Межведомственная комиссия создается на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в каждом из указанных субъектов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

п. 8

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые были начислены страховые взносы на общеобязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с действовавшими до 1 января 2023 года актами Донецкой Народной Республики и страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с действовавшими до 1 января 2023 года актами Луганской Народной Республики, а также все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных застрахованному лицу за периоды работы по трудовому договору, замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября 2022 года до 1 января 2023 года.

п. 9

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется:

1) при наступлении страхового случая в период с 1 марта по 31 декабря 2023 года, а также при наступлении страхового случая до 1 марта 2023 года, если пособие за период с 1 марта 2023 года исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - путем деления суммы начисленного заработка за период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года на количество календарных дней в этом периоде (93 календарных дня), за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, предусмотренные частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона;

2) при наступлении страхового случая в 2024 году - путем деления суммы начисленного заработка за период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2023 года на количество календарных дней в этом периоде (458 календарных дней), за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

п. 10

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется:

1) при наступлении страхового случая в период с 1 марта по 31 декабря 2023 года, а также при наступлении страхового случая до 1 марта 2023 года, если пособие за период с 1 марта 2023 года исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - путем деления суммы начисленного заработка за период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года на количество календарных дней в этом периоде (93 календарных дня), за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, предусмотренные частью 3.1 статьи 14 указанного Федерального закона;

2) при наступлении страхового случая в 2024 году - путем деления суммы начисленного заработка за период с 30 сентября 2022 года по 31 декабря 2023 года на количество календарных дней в этом периоде (458 календарных дней), за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, предусмотренные частью 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

п. 11

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частями 9 и 10 настоящей статьи:

1) при наступлении страхового случая в период с 1 марта по 31 декабря 2023 года, а также при наступлении страхового случая до 1 марта 2023 года, если пособие за период с 1 марта 2023 года исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не может превышать 2736,99 рубля;

2) при наступлении страхового случая в 2024 году не может превышать 4039,73 рубля.

п. 12

Сведения о заработке за период с 30 сентября 2022 года до 1 января 2024 года и другие сведения и (или) документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, представляются страхователями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, определенном Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

п. 13

Пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, причитающиеся гражданам, имевшим право на получение указанных пособий в соответствии с действовавшими до 1 марта 2023 года актами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, но не выплаченные указанным гражданам по состоянию на 1 марта 2023 года, выплачиваются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Нашли ошибку или есть вопрос?