‹ Письма ведомств

Письмо ФНС от 22.05.2023 № БС-4-11/6374@

Обложение сумм возмещения работнику расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами

Обязательное для налоговых органовНДФЛСтраховые взносы

Письмо

ФНС России от 22.05.2023 № БС-4-11/6374@

Письмо ФНС от 22.05.2023 № БС-4-11/6374@

Обложение сумм возмещения работнику расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.05.2023 № 03-15-07/42587 по вопросу обложения сумм возмещения работнику расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и плательщиков страховых взносов.

Приложение: в электронном виде.

Действительный государственный советник

Российской Федерации 2 класса

С.Л. Бондарчук

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.05.2023 № 03-15-07/42587

ФНС России

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ФНС России от 16.03.2023 № БС-3-11/3726@ с представленной позицией по обложению страховыми взносами сумм возмещения работнику расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров и по вопросу обложения указанных сумм налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами сообщает следующее.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Статьей 220 Трудового кодекса определены категории работников, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно положениям частей 5 и 8 статьи 220 Трудового кодекса порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, их периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной

2

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В частности, упомянутые порядки утверждены приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н и от 20.05.2022 № 342н.

Предусмотренные статьей 220 Трудового кодекса медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии со статьей 214 Трудового кодекса организация обязательных медицинских осмотров для указанных в статье 220 Трудового кодекса категорий работников является обязанностью работодателя, и проведение их осуществляется на основании направления работодателя, выданного работнику.

В этой связи прохождение обязательного медицинского осмотра за счет средств работника, в том числе с последующей компенсацией работнику его расходов, не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Следовательно, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого налогоплательщика (в частности, при оплате организацией стоимости проведения обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, необходимость прохождения которых обусловлена требованиями статьи 220 Трудового кодекса) не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

Страховые взносы.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

3

При этом перечень, не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный статьей 422 Налогового кодекса является исчерпывающим, и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими обязательных медицинских осмотров.

Следовательно, в случае если организацией компенсируются работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, то такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.

Директор Департамента

Д.В. Волков

Ещё к этим статьям

  1. ФНСОбязательное для налоговых органовПо вопросу об обложении страховыми взносами сумм компенсации расходов по найму жилых помещений, осуществляемых иногородним работникам организацией на основании локального нормативного акта
  2. ФНСОбязательное для налоговых органовПо вопросу обложения страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц вознаграждения, выплачиваемого переводчикам и экспертам за оказание услуг в ходе судопроизводства по назначению суда
  3. МинфинЧастное разъяснениеОб НДФЛ и страховых взносах с сумм возмещения расходов работника на переезд и обустройство на новом месте жительства при переезде на работу в другую местность
  4. ФНСОбязательное для налоговых органовПредставление расчета по страховым взносам
  5. ФНСОбязательное для налоговых органовО направлении рекомендуемой Формы расчета по страховым взносам, Порядка ее заполнения, а также Формата ее представления электронной форме
  6. МинфинЧастное разъяснениеПисьмо Минфина от 20.07.2021 № 03-03-06/1/57946
Нашли ошибку или есть вопрос?