‹ Письма ведомств

Письмо ФНС от 25.09.2024 № БС-4-11/10885@

О порядке применения положений статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Обязательное для налоговых органовНДФЛ

Письмо

ФНС России от 25.09.2024 № БС-4-11/10885@

Письмо ФНС от 25.09.2024 № БС-4-11/10885@

О порядке применения положений статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2024 № 03-04-07/89666 по вопросу порядка применения положений статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный

советник Российской Федерации 2 класса

С.Л. Бондарчук

Приложение: «Письмо Минфина России от 18.09.2024 № 03-04-07/89666»

ФНС России

Департамент налоговой политики (далее – Департамент) рассмотрел письмо ФНС России от 29.08.2024 № БС-4-11/9896@ и по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) статья 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) изложена в новой редакции.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса (здесь и далее в редакции положений Федерального закона № 259-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2024) предусмотрено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, если иное не предусмотрено указанным подпунктом, признается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий: соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях; такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Таким образом, если в отношении экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами соблюдается хотя бы одно из условий, установленных абзацами вторым и четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, то соответствующая экономия признается доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

2

Согласно абзацу первому подпункта 1 пункта 2 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, налоговая база, если иное не установлено подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 Кодекса, определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третей минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из действовавших на дату заключения налогоплательщиком договора о предоставлении заемных (кредитных) средств (в случае изменения ставки процентов по такому договору - на дату последнего соответствующего изменения договора) и на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий такого договора.

При этом положения статьи 212 Кодекса, которые предусматривали освобождение от налогообложения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, при условии наличия у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета исключены.

Вместе с тем с учетом пункта 2 статьи 5 Кодекса, по мнению Департамента, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, не возникает в 2024 году у налогоплательщиков, имеющих соответствующее подтверждение права на получение имущественного налогового вычета за указанный год.

Директор Департамента

Д.В. Волков

Ещё к этим статьям

  1. ФНСОбязательное для налоговых органовПо вопросу порядка применения положений абзаца 16 пункта 4 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
  2. МинфинЧастное разъяснениеОб НДФЛ и страховых взносах с сумм возмещения расходов работника на переезд и обустройство на новом месте жительства при переезде на работу в другую местность
  3. ФНСОбязательное для налоговых органовПо вопросу применения положений статьи 9 Федерального закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при переходе прав кредитора к другому лицу
  4. ФНСОбязательное для налоговых органовВ отношении порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц с дохода в виде заработной платы (оплаты труда), полученного сотрудниками организации за декабрь 2022 года
  5. ФНСОбязательное для налоговых органовПо вопросу обложения страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц вознаграждения, выплачиваемого переводчикам и экспертам за оказание услуг в ходе судопроизводства по назначению суда
  6. ФНСОбязательное для налоговых органовОб особенностях налогообложения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученного при прощении долга
Нашли ошибку или есть вопрос?