‹ Письма ведомств

Письмо Минфина от 10.03.2026 № 03-07-07/18992

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) осуществляет деятельность в сфере общественного питания (основной вид деятельности - ОКВЭД 56.10) и применяет освобождение от…

Частное разъяснение

Письмо

Минфин России от 10.03.2026 № 03-07-07/18992

Письмо Минфина от 10.03.2026 № 03-07-07/18992

Письмо Минфина от 10.03.2026 № 03-07-07/18992

Вопрос

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) осуществляет деятельность в сфере общественного питания (основной вид деятельности - ОКВЭД 56.10) и применяет освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. В штате Общества состоят иностранные граждане, признанные высококвалифицированными специалистами в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Просим разъяснить: 1. Соответствует ли положениям Налогового кодекса Российской Федерации и целям подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ подход, при котором при расчёте среднемесячного размера выплат обеспечивается сопоставимость показателей по численности работников и начисленных в их пользу сумм выплат и иных вознаграждений, без их асимметричного учета. 2. Правомерно ли в рамках указанного принципа сопоставимости применение одного из следующих симметричных способов расчёта: - либо исключение высококвалифицированных специалистов как из расчёта размера выплат, так и из расчёта численности работников, в случае если выплаты в их пользу не отражаются в расчетах по страховым взносам; - либо учет высококвалифицированных специалистов одновременно и в размере выплат, и в численности работников, при условии включения выплат в их пользу в расчет среднемесячного размера выплат. 3. Может ли считаться несоответствующим принципу сопоставимости и целям подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ подход, при котором: - высококвалифицированные специалисты учитываются в численности работников, - но выплаты в их пользу не включаются в расчет среднемесячного размера выплат, что приводит к несоразмерности показателей и искажению результата расчёта. 4. Правомерно ли считать, что обеспечение симметричного учета (либо включение, либо исключение ВКС одновременно из обоих показателей) соответствует требованиям объективности, проверяемости и равенства налогоплательщиков при применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, организацией, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания, имеющей в штате временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом (далее соответственно - НДС, Кодекс, ВКС), сообщает следующее.

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются услуги общественного питания, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания, оказываемые вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, установленных данным подпунктом, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.

На основании положений абзацев восьмого-десятого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий деятельность в сфере общественного питания, для целей применения освобождения от НДС исчисляет среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений исходя из данных расчета по страховым взносам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. № ЕД-7-11/878@ (на основании показателей сумм выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и среднесписочной численности работников).

При этом следует отметить, что на основании статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из положений федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, являющиеся ВКС в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не признаются застрахованными лицами по всем видам обязательного социального страхования в Российской Федерации.

Таким образом, плательщики страховых взносов с выплат в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, являющихся ВКС, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы и, соответственно, не отражают сведения о выплатах в пользу таких работников в расчете по страховым взносам.

Вместе с тем при определении показателя среднесписочной численности плательщиком страховых взносов учитываются все работники, в том числе временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане, являющиеся ВКС.

Учитывая изложенное, при наличии у налогоплательщика (плательщика страховых взносов), планирующего применение освобождения от НДС, в штате временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся ВКС, такому плательщику необходимо руководствоваться положениями Кодекса и порядка заполнения формы расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. № ЕД-7-11/878@, в части неотражения в расчете по страховым взносам сумм выплат в пользу работников, которые не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования Российской Федерации, при одновременном заполнении в титульном листе расчета по страховым взносам показателя среднесписочной численности, включающего всех работников, в том числе не являющихся застрахованными лицами.

При этом исходя из положений пункта 3 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика необходимые пояснения.

В частности, налогоплательщик (плательщик страховых взносов) при несоответствии данных на титульном листе (данные о среднесписочной численности) и данных раздела 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" (данные о выплатах в пользу физических лиц) расчета по страховым взносам в связи с неотражением выплат в пользу временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, являющегося ВКС, должен представить в этом случае (для реализации положений подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса) в налоговый орган самостоятельно произведенный расчет среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу всех работников, с учетом выплат, произведенных в пользу упомянутого иностранного гражданина.

Кроме того, налогоплательщик (плательщик страховых взносов) также должен предъявить в налоговый орган документы, подтверждающие наличие трудовых отношений с иностранным гражданином, статус такого иностранного гражданина, его квалификацию и т.д.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Нашли ошибку или есть вопрос?