Каков порядок выплаты выходного пособия, а также среднего заработка при нетрудоустройстве сотрудника в течение трех месяцев после увольнения по сокращению?
Разъяснение
Роструд
Актуально на 12.08.2026 по отметке сайта
Разъяснение Роструда
В день, когда работнику выдаются все причитающиеся на момент увольнения денежные суммы, работодатель обязан выплатить и выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Для того чтобы работник получил средний заработок за второй месяц со дня увольнения, он должен представить работодателю соответствующее заявление и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о трудоустройстве. Работодатель обязан будет выплатить его по окончании второго месяца с момента прекращения трудового договора, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения работника.
Если работник представит решение службы занятости о выплате ему среднего заработка за третий месяц, то у работодателя возникает обязанность выплатить данный заработок.
Правовое обоснование
Согласно частям первой и второй ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ) увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Порядок расчета среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 (далее - Положение).
Расчет среднего заработка работника, независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (п. 4 Положения).
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (часть вторая ст. 139 ТК РФ). Перечень таких выплат указан в п. 2 Положения. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, указанные в п. 5 Положения.
Согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Статья 140 ТК РФ устанавливает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Ещё к этим статьям
- Какие выплаты положены при увольнении по сокращению численности или штата организации?
- Какие выплаты необходимо произвести увольняемому работнику в связи с сокращением штата?
- Письмо Минтруда от 02.06.2026 № 14-1/ООГ-2290
- Предлагается разъяснить применение абз. 2 п. 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 540
- Письмо Минтруда от 04.09.2025 № 14-1/ООГ-4011
- О расчете среднего месячного заработка Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Министерства (вх. от 10 июля 2025 г. N ОГ-24350) по вопросам применения постановлений Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 (далее - постановление N 922), и от 24 апреля 2025 г. N 540