Письмо ФНС от 08.02.2018 № ГД-4-11/2419@
По вопросу налогообложения доходов физических лиц при прекращении обязательства налогоплательщика перед организацией – кредитором
Письмо
ФНС России от 08.02.2018 № ГД-4-11/2419@
Письмо ФНС от 08.02.2018 № ГД-4-11/2419@
По вопросу налогообложения доходов физических лиц при прекращении обязательства налогоплательщика перед организацией – кредитором
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 30.01.2018 № 03-04-07/5117 по вопросу налогообложения доходов физических лиц при прекращении обязательства налогоплательщика перед организацией – кредитором.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.Ю. Григоренко
Письмо Минфина России от 30.01.2018 № 03-04-07/5117
Федеральная налоговая служба
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ФНС России от 01.12.2017 № ГД-4-11/24456@ по вопросу налогообложения доходов физических лиц при прекращении обязательства налогоплательщика перед организацией - кредитором и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В случае прекращения обязательства физического лица – должника перед организацией – кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет право требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности.
В этой связи в момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией – кредитором у такого налогоплательщика возникает
2
экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
При этом дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (в частности, отступное, судебное решение, соглашение о прощении долга).
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 223 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обложения налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктами 2-5 статьи 223 Кодекса, дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.
В этой связи специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации применяется только, если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.
Если списание в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не связано с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, то указанная дата для такого налогоплательщика не является датой фактического получения дохода в целях обложения налогом на доходы физических лиц.
Директор Департамента
А.В. Сазанов
Ещё к этим статьям
- Об НДФЛ в случае отказа работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба
- По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 214-10 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Селюковой Любови Александровны
- По делу о проверке конституционности подпункта 5 пункта 3 статьи 39, пункта 1 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 248, пунктов 1 и 2 статьи 249, а также пункта 1 статьи 346-15 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации
- В отношении порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц с дохода в виде заработной платы (оплаты труда), полученного сотрудниками организации в 2023 году
- По вопросу определения даты фактического получения дохода в виде среднего заработка, сохраняемого при направлении работника в служебную командировку
- О направлении обзора основных нарушений, допускаемых налоговыми агентами при заполнении и представлении расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)