Письмо ФНС от 12.09.2025 № БС-16-11/262@
Об обеспечении сохранения действующих параметром обложения НДФЛ в отношении доходов работников в виде среднего заработка, включающего суммы районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями
Письмо
ФНС России от 12.09.2025 № БС-16-11/262@
Письмо ФНС от 12.09.2025 № БС-16-11/262@
Об обеспечении сохранения действующих параметром обложения НДФЛ в отношении доходов работников в виде среднего заработка, включающего суммы районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями
Федеральная налоговая служба в связи с письмом рассмотрела обращение от трудовых коллективов по вопросу обеспечения сохранения действующих параметром обложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов работников в виде среднего заработка, включающего суммы районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом разъяснений, изложенных в письмах Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2025 N 03-04-07/36075 и от 17.06.2025 N 03-04-07/58993 и направленных по системе налоговых органов письмом ФНС России от 19.06.2025 N БС-4-11/5967@, в отношении выплат, рассчитанных на основании средней заработной платы (среднего заработка), не относящихся к заработной плате (оплате труда работника), и к которым не применяются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации районные коэффициенты к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями и процентные надбавки к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях, положения пункта 6.2 статьи 210 Кодекса не применяются.
Таким образом, отдельные выплаты (например, оплата отпуска, оплата труда в период нахождения в служебной командировке), несмотря на то что рассчитываются исходя из среднего заработка, являются самостоятельными выплатами, к которым не применяются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации районные коэффициенты и процентные надбавки и, соответственно, должны включаться в основную налоговую базу, облагаемую по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 Кодекса.
Поскольку позиция, ранее изложенная в письме ФНС России от 28.01.2025 N БС-4-11/739@, не соответствует позиции, изложенной в письмах Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2025 N 03-04-07/36075 и от 17.06.2025 N 03-04-07/58993, письмо ФНС России от 28.01.2025 N БС-4-11/739@ не подлежит применению.
В этой связи по системе налоговых органов дополнительно направлено письмо ФНС России от 26.06.2025 БС-4-11/6142@ о необходимости налоговым агентам произвести перерасчет соответствующих налоговых баз по налогу на доходы физических лиц, а также на основании пункта 6 статьи 81 Кодекса представить в налоговый орган уточненный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), за первый квартал 2025 года.
При этом на основании положений статьи 75 Кодекса не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогового агента в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц налоговым органом в пределах его компетенции.
Кроме того, выполнение налоговым агентом письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц налоговым органом в пределах его компетенции, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса).
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса С.Л. Бондарчук
Ещё к этим статьям
- Письмо Минфина от 02.04.2026 № 03-04-05/27441
- О страховых взносах и НДФЛ при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору физлицу, являющемуся ИП
- Об определении в целях НДФЛ даты фактического получения дохода в виде обеспечительного платежа
- О предоставлении стандартного вычета по НДФЛ на ребенка при отсутствии у физлица дохода в отдельные месяцы
- На работе к празднику физлицу вручили подарок стоимостью менее 4 000 руб. Учитывается ли его стоимость в доходах по месту работы в целях получения налогового вычета на детей? Влияет ли вручение подарка в денежной форме на расчет дохода для получения вычета?
- Об НДФЛ и страховых взносах при получении работниками подарков от организации