‹ Письма ведомств

Письмо Минфина от 02.04.2026 № 03-04-05/27441

По вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет…

Частное разъяснение

Письмо

Минфин России от 02.04.2026 № 03-04-05/27441

Письмо Минфина от 02.04.2026 № 03-04-05/27441

Письмо Минфина от 02.04.2026 № 03-04-05/27441

Вопрос

О получении обучающимся и его родителем социального вычета по НДФЛ на обучение.

Ответ

Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 02.02.2026 по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса в случаях, предусмотренных главой 23 Кодекса, при определении размера налоговых баз по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 указанной статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 110 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

На основании абзаца восьмого пункта 2 статьи 219 Кодекса социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 - 7 пункта 1 указанной статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 150 000 рублей за налоговый период.

Если иное не предусмотрено статьей 219 Кодекса, предусмотренный указанным подпунктом социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган документа, подтверждающего фактические расходы налогоплательщика на обучение, выданного налогоплательщику образовательной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность, по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса).

По расходам, понесенным с 01.01.2024, социальный налоговый вычет по расходам на оплату обучения предоставляется при представлении налогоплательщиком в налоговый орган Справки об оплате образовательных услуг для представления в налоговый орган, утвержденной приказом ФНС России от 18.10.2023 № ЕД-7-11/755@.

Таким образом, как и сам обучающийся, так и его родитель вправе по самостоятельным основаниям претендовать на получение социального налогового вычета на обучение в размере фактически произведенных ими расходов на это обучение с учетом ограничений, установленных статьей 219 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента Р.А. Лыков

Ещё к этим статьям

  1. МинфинЧастное разъяснениеО страховых взносах и НДФЛ при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору физлицу, являющемуся ИП
  2. ФНСЧастное разъяснениеОб обеспечении сохранения действующих параметром обложения НДФЛ в отношении доходов работников в виде среднего заработка, включающего суммы районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями
  3. МинфинЧастное разъяснениеОб определении в целях НДФЛ даты фактического получения дохода в виде обеспечительного платежа
  4. МинфинЧастное разъяснениеО предоставлении стандартного вычета по НДФЛ на ребенка при отсутствии у физлица дохода в отдельные месяцы
  5. МинфинЧастное разъяснениеНа работе к празднику физлицу вручили подарок стоимостью менее 4 000 руб. Учитывается ли его стоимость в доходах по месту работы в целях получения налогового вычета на детей? Влияет ли вручение подарка в денежной форме на расчет дохода для получения вычета?
  6. МинфинЧастное разъяснениеОб НДФЛ и страховых взносах при получении работниками подарков от организации
Нашли ошибку или есть вопрос?