‹ Письма ведомств

Письмо ФНС от 18.03.2026 № БС-36-11/2025@

О базе для исчисления страховых взносов в отношении физического лица, являющегося единоличным исполнительным органом коммерческой организации

Обязательное для налоговых органовСтраховые взносы

Письмо

ФНС России от 18.03.2026 № БС-36-11/2025@

Письмо ФНС от 18.03.2026 № БС-36-11/2025@

О базе для исчисления страховых взносов в отношении физического лица, являющегося единоличным исполнительным органом коммерческой организации

Федеральная налоговая служба по вопросу применения положений абзаца второго пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), устанавливающих для плательщиков страховых взносов – коммерческих организаций обязанность по исчислению страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в отношении физического лица, являющегося единоличным исполнительным органом коммерческой организации, исходя из суммы выплат не менее величины минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), вступивших в силу с 01.01.2026, сообщает.

В соответствии со статей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданской кодекс) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются Гражданским кодексом, другим федеральным законом и учредительным документом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом или другим федеральным законом.

Лицо (лица), которому предоставлены полномочия выступать и действовать от имени юридического лица без доверенности, является его единоличным исполнительным органом.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

При передаче полномочий.

1. Учитывая положения федеральных законов, определяющих правовое положение коммерческих организаций, полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору, в частности, индивидуальному предпринимателю - управляющему.

Особенности регулирования труда руководителя организации определены главой 43 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс). Однако согласно части 2 статьи 273 Трудового кодекса положения главы 43 Трудового кодекса не применяются в случае, когда управление организацией передано по договору, в частности, индивидуальному предпринимателю - управляющему.

Следовательно, в случае, когда управление организацией передано по договору индивидуальному предпринимателю - управляющему, такой договор с управляющим является не трудовым, а гражданско-правовым.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков – работодателей.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и пункту 1 статьи 432 Кодекса индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период в соответствии со статьей 430 Кодекса.

2. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В соответствии со статьей 127 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется саморегулируемой организацией, членом которой является временный управляющий, о чем выносит определение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса вознаграждения, выплачиваемые арбитражным управляющим, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков – работодателей.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и пункту 1 статьи 432 Кодекса арбитражные управляющие являются плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период в соответствии со статьей 430 Кодекса.

3. При ликвидации.

Исходя из положений федеральных законов, определяющих правовое положение коммерческих организаций, единоличным исполнительным органом осуществляется руководство текущей деятельности коммерческой организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Согласно пункту 4 статьи 62 Гражданского кодекса, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Учитывая изложенное, поскольку к ликвидатору, по сути, переходят полномочия единоличного исполнительного органа, в отношении физического лица, являющегося ликвидатором коммерческой организации, ежемесячно определяется минимальная база для исчисления страховых взносов, исходя из размера МРОТ, в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 421 Кодекса.

Указанная позиция согласована с Департаментом налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный

советник Российской Федерации 2 класса

С.Л. Бондарчук

Ещё к этим статьям

  1. ФНСЧастное разъяснениеОб исчислении страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в отношении физического лица, являющегося единоличным исполнительным органом коммерческой организации, исходя из суммы выплат не менее величины МРОТ
  2. ФНСЧастное разъяснениеО страховых взносах с выплат и вознаграждений в размере менее МРОТ физлицу - единоличному исполнительному органу коммерческой организации и о представлении РСВ и персонифицированных сведений
  3. МинфинЧастное разъяснениеПисьмо Минфина от 31.07.2026 № 03-15-07/66365
  4. ФНСОбязательное для налоговых органовО базе для исчисления страховых взносов в отношении физического лица, являющегося единоличным исполнительным органом коммерческой организации
  5. МинфинЧастное разъяснениеОб НДФЛ и страховых взносах с сумм возмещения расходов работника на переезд и обустройство на новом месте жительства при переезде на работу в другую местность
  6. ФНСОбязательное для налоговых органовО внесении изменений в пункты 13.2 и 13.3 статьи 427 НК РФ, а также в контрольные соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам
Нашли ошибку или есть вопрос?