Письмо ФНС от 27.04.2026 № БС-36-11/3382@
О внесении изменений в пункты 13.2 и 13.3 статьи 427 НК РФ, а также в контрольные соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам
Реализовано в 1С:ЗУП 3.1.38.18 от 17.06.2026 · в ЗУП LTS — 3.1.34.295 (по данным мониторинга 1С)
Письмо
ФНС России от 27.04.2026 № БС-36-11/3382@
Письмо ФНС от 27.04.2026 № БС-36-11/3382@
О внесении изменений в пункты 13.2 и 13.3 статьи 427 НК РФ, а также в контрольные соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам
Федеральная налоговая служба сообщает, что пунктом 28 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2026 № 104-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 104-ФЗ) внесены изменения в абзац третий пункта 13.2 и абзац третий пункта 13.3 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 104-ФЗ действие положений абзаца третьего пункта 13.2 и абзаца третьего пункта 13.3 статьи 427 Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2026.
В целях получения права на применение пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, признаваемыми субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – субъекты МСП):
исключено условие о необходимой доле доходов от основного вида экономической деятельности (не менее 70%) за год, предшествующий году перехода на уплату взносов по пониженному тарифу субъектами МСП, осуществляющими деятельность в обрабатывающем производстве (абзац третий пункта 13.2 статьи 427 Кодекса);
установлена возможность суммирования доходов от осуществления основного вида экономической деятельности и дополнительных видов экономической деятельности, указанных в соответствующих перечнях, утвержденных Правительством Российской Федерации, при расчете необходимой доли доходов (не менее 70%) для применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами МСП (абзац третий пункта 13.2 и абзац третий пункта 13.3 статьи 427 Кодекса).
Таким образом, начиная с отчетного периода первый квартал 2026 года:
плательщики – субъекты МСП, указанные в пункте 13.2 статьи 427 Кодекса, в расчете по страховым взносам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@, до утверждения в установленном порядке изменений в указанный приказ ФНС России, графу 1 строк 010 – 030 приложения 3.1 к разделу 1 расчета по страховым взносам не заполняют;
контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам 1.244, 1.246, 1.248, направленные письмом от 24.02.2026 № БС-36-11/1367@, не применяются.
Одновременно ФНС России уточняет междокументные контрольные соотношения 2.11, 2.26 согласно приложению.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Приложение: в электронном виде.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук
Приложение к письму
Форма КС Исходные документы Контрольное соотношение (КС) в случае невыполнения КС N п/п КС возможное нарушение Законо-дательства РФ (ссылка) Формулировка нарушения Действия проверяющего 1 2 3 4 5 6 2. Междокументные КС СВ. Реестр 2.11 При наличии подр.1 р. 1 СВ по значению поля 001 подр.1 р. 1 СВ = 24 обязательность нахождения сведений о плательщике в реестре МСП по значению поля 001 подр.1 р. 1 СВ = 07 обязательность нахождения сведений о плательщике в реестре судов РМРС по значению поля 001 подр.1 р. 1 СВ = 19 обязательность нахождения сведений о плательщике в реестре участников САР по значению поля 001 подр.1 р. 1 СВ = 30 обязательность нахождения сведений о плательщике в реестре МСП с основным ОКВЭД согласно распоряжению Правительства РФ от 11.12.2024 № 3689-р по значению поля 001 подр.1 р. 1 СВ = 32 обязательность нахождения сведений о плательщике в реестре МСП с основным ОКВЭД согласно распоряжению Правительства РФ от 27.12.2025 № 4125-р на дату окончания каждого месяца и отсутствие факта исключения из соответствующего реестра в каждом месяце, в котором гр. 2,3,4 по строке 030 подр.1 р. 1 СВ > 0 Ст. 431 НК Отсутствие сведений о плательщике в реестре МСП или в реестре судов РМРС или в реестре участников САР или в реестре МСП с основным ОКВЭД согласно распоряжению Правительства РФ от 27.12.2025 № 4125-р на дату окончания каждого месяца и наличие факта исключения из соответствующего реестра в каждом месяце или в реестре МСП с основным ОКВЭД согласно распоряжению Правительства РФ от 11.12.2024 № 3689-р на дату окончания каждого месяца и наличие факта исключения из соответствующего реестра в каждом месяце, в котором гр. 2,3,4 по строке 030 подр.1 р. 1 СВ по значению поля 001 подр.1 р. 1 СВ = 24 или 07 или 19 или 30 или 32 > 0 Направить налогоплательщику требование о представлении в течение пяти рабочих дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК РФ.
СВ.ЕГРЮЛ 2.26 При наличии сведений в ЕГРЮЛ об осуществлении физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации полный месяц и если в отношении такого лица стр. 150 подр.3.2.1 р.3 по соответствующему показателю стр.120 подр.3.2.1 р.3 < МРОТ, то должно выполнять равенство: ∑ стр. 150 подр.3.2.1 р.3 поп (с начала расчетного периода) +стр.150 подр.3.2.1 р.3 по соответствующему показателю стр.120 подр.3.2.1 р.3 = размер предельной величины базы.
При наличии сведений в ЕГРЮЛ об осуществлении физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации неполный месяц и если в отношении такого лица стр. 150 подр.3.2.1 р.3 по соответствующему показателю стр.120 подр.3.2.1 р.3 < МРОТ/количество календарных дней месяца*количество дней осуществления полномочий, то должно выполнять равенство: ∑ стр. 150 подр.3.2.1 р.3 поп (с начала расчетного периода)+стр.150 подр.3.2.1 р.3 по соответствующему показателю стр.120 подр.3.2.1 р.3 = размер предельной величины базы.
Ст. 421 НК База для исчисления страховых взносов за месяц < МРОТ при условии, что база с начала отчетного (расчетного) периода<предельной величины База для исчисления страховых взносов за месяц <(МРОТ/количество календарных дней месяца*количество дней осуществления полномочий) при условии, что база с начала отчетного (расчетного) периода<предельной величины Направить налогоплательщику требование о представлении в течение пяти рабочих дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК РФ
Ещё к этим статьям
- О контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам
- О контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам
- О контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам
- О внесении изменений в статью 427 НК РФ
- О контрольных соотношениях формы расчета по страховым взносам
- Представление расчета по страховым взносам