Письмо ФНС от 27.10.2016 № БС-4-11/20459@
Об особенностях налогообложения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученного при прощении долга
Письмо
ФНС России от 27.10.2016 № БС-4-11/20459@
Письмо ФНС от 27.10.2016 № БС-4-11/20459@
Об особенностях налогообложения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученного при прощении долга
Вопрос
О порядке обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами при прощении долга
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2016 № 03-04-07/60359 об особенностях налогообложения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученного при прощении долга.
Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Приложение: на 2-х листах.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2016 № 03-04-07/60359
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНФИН РОССИИ)
Ильинка, д. 9, Москва, 109097 Телетайп: 112008 телефакс: +7 (495) 625-08-89
3 ©. а м03-6454/60250
На №
Федеральная налоговая служба
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ФНС России от 02.09.2016 № БС-4-11/16366@ по вопросу возникновения доходов в виде материальной выгоды, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, при прощении долга и в соответствии со статьей 34? Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
При этом пунктом 2 статьи 212 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении соответствующего дохода определяется, в частности, как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон № 113-ФЗ) внесены изменения в порядок определения даты фактического получения дохода, которые вступили в силу с 1 января 2016 года.
Так, подпунктом 7 пункта 1 статьи 223 Кодекса установлено, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.
Таким образом, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
Исходя из изложенного, если до 2016 года погашение задолженности по беспроцентному займу не производилось, то дохода в виде материальной выгоды, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду 2016 года, не возникало.
При прощении долга дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование беспроцентными займами за периоды до 2016 года у налогоплательщика также не возникает.
В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
При прощении организацией задолженности с должника снимается обязанность по возврату суммы долга и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у должника возникает экономическая выгода, предусмотренная статьей 41 Кодекса, в виде дохода в размере суммы прощенной задолженности.
Указанный доход в размере суммы прощенной задолженности подлежит налогообложению в установленном порядке.
р. А.В. Сазанов
Директор Департамента
Исп.: Тюнина Т.Н.
(495) 225-43-50
Ещё к этим статьям
- О порядке налогообложения доходов физических лиц в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств
- По вопросу порядка применения положений абзаца 16 пункта 4 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
- Об НДФЛ и страховых взносах с сумм возмещения расходов работника на переезд и обустройство на новом месте жительства при переезде на работу в другую местность
- По вопросу применения положений статьи 9 Федерального закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при переходе прав кредитора к другому лицу
- О порядке применения положений статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
- В отношении порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц с дохода в виде заработной платы (оплаты труда), полученного сотрудниками организации за декабрь 2022 года