На что обратить внимание при заключении трудового договора с работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем?
Разъяснение
Роструд
Актуально на 12.08.2026 по отметке сайта
Разъяснение Роструда
Нужно обратить внимание на наличие в трудовом договоре всех обязательных условий, в том числе размера заработной платы, трудовой функции, даты начала работы, срока действия трудового договора, режима работы, порядок чередования выходных дней, продолжительности и времени предоставления отпуска, условий социального обеспечения. Также следует обратить внимание на основания прекращения трудового договора и сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат.
Работодатель - физическое лицо не вправе вести трудовую книжку работника и обязан зарегистрировать трудовой договор в органах местного самоуправления.
Правовое обоснование
Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц установлены в главе 48 ТК РФ.
Все трудовые договоры, заключенные работодателем - физическим лицом, должны быть составлены в письменной форме (ст. 303 ТК РФ). Если работодатель - физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем, то он обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией). В этом же органе в уведомительном порядке регистрируется факт прекращения указанного договора.
В статье 303 ТК РФ поименованы обязанности раотодателя – физического лица, который обязан:
уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
представлять в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета лиц, поступающих на работу впервые, на которых не был открыт индивидуальный лицевой счет.
Согласно ст. 304 ТК РФ трудовой договор с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок.
В соответствии со ст. 305 ТК РФ режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - физическим лицом. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные настоящим ТК РФ.
В силу ст. 306 ТК РФ об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель - физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней. При этом работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, имеет право изменять определенные сторонами условия трудового договора только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (часть первая ст. 74 ТК РФ).
Помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с работником, работающим у работодателя - физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 307 ТК РФ).
Сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором.
Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.
Работник, заключивший трудовой договор с работодателем – физическим лицом, не являющимся предпринимателем должен знать, что документом, подтверждающим время его работы у работодателя, является письменный трудовой договор (ст. 309 ТК РФ). Особое правило касается заполнения трудовых книжек. Так, согласно ст. 309 ТК РФ работодатель - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не вправе производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
Ещё к этим статьям
- По какому основанию работник может быть уволен без его желания или согласия?
- Какие основания увольнения существуют в трудовом законодательстве?
- Какая ответственность предусмотрена для работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в случае если он не зарегистрировал трудовой договор с…
- У работодателя изменились технологические условия труда, он решил сократить ½ штатной единицы и предложил работнику работать на полставки. Правомерно ли это?
- Когда работодатель должен уведомить работников об этом - не позднее чем за один месяца до введения их в действие изменений или не позднее чем за два месяца?
- Вправе ли работодатель снизить размер зарплаты, не изменяя должностного положения работника?