Работодатель ИП отказывается оплачивать больничный лист, говорит, что такая обязанность только у юр. лиц. Правда ли это?
Разъяснение
Роструд
Актуально на 12.08.2026 по отметке сайта
Разъяснение Роструда
Действия работодателя неправомерны. Работодатель – индивидуальный предприниматель обязан начислить и выплатить пособие по временной нетрудоспособности сотруднику, но только за первые три дня временной нетрудоспособности. За остальные дни временной нетрудоспособности пособие начисляет и выплачивает Фонд пенсионного и социального страхования.
Правовое обоснование
Согласно абз. 15 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Страхователи (работодатели) обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (работникам) при наступлении страховых случаев (например, временная нетрудоспособность работника), предусмотренных настоящим Федеральным законом (пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком, то есть Фондом пенсионного и социального страхования РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за первые три дня временной нетрудоспособности (далее - пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности) осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы.
Ещё к этим статьям
- Нужно ли оплачивать больничный сотруднику, работающему на дому?
- У работницы организации родился внук. В связи с этим она планирует уйти в отпуск по уходу за внуком до полутора лет. Мать ребенка отпуск по уходу не оформляет и продолжит работать (работает в другой организации)
- Совместителю после 2 месяцев работы отказывают в больничном из-за стажа меньше 2 лет: это правомерно?
- Имеет ли право работодатель не оплачивать больничный, если заболел мой ребенок?
- О проактивных выплатах СФР: сообщение о жизненной ситуации, сроки ответов на запросы и извещения.
- Работница трудится в организации с июля 2025 г. в качестве внешнего совместителя. В мае 2026 г. она уходит в отпуск по беременности и родам. При этом она сообщила об отсутствии основного места работы