Письма ведомств

Письма ФНС, Минтруда, Минфина, Роструда и СФР о зарплате, НДФЛ, страховых взносах и кадрах. У каждого письма видно, какой оно силы: обязательное для налоговых органов, опубликованное ведомством или частное разъяснение.

Найдено 112 писем, страница 1 из 4

  1. ФНСЧастное разъяснениепересказ ИИКак исчислять страховые взносы с выплат директору — единоличному исполнительному органу коммерческой организации, если начисленная за месяц сумма меньше МРОТ?Ответ: Коммерческая организация обязана считать взносы по такому лицу с базы не менее МРОТ за каждый месяц, независимо от фактически отработанного времени; при неполном месяце полномочий МРОТ определяется пропорционально календарным дням. В отчётности сумму не менее МРОТ отражают независимо от фактической выплаты.Письмо ФНС от 01.09.2026 № БС-36-11/7576@
  2. ФНСЧастное разъяснениепересказ ИИЕсли директор — единоличный исполнительный орган коммерческой организации в месяце получил выплаты меньше МРОТ (отпуск, болезнь), базу по взносам за этот месяц брать равной МРОТ?Ответ: Да. Абзац 2 п. 1 ст. 421 НК обязывает коммерческие организации исчислять взносы с месячной базы не ниже МРОТ; исключений для оплачиваемого отпуска или временной нетрудоспособности нет.Письмо ФНС от 25.08.2026 № БС-29-11/2356@
  3. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИОблагаются ли страховыми взносами расходы на бесплатное трехразовое горячее питание вахтовиков, если оно предоставляется по коллективному договору или локальному акту?Ответ: Если питание установлено законодательством РФ, субъекта РФ или решением местного органа, взносами не облагается. Если оно предоставляется по коллективному договору или локальному акту организации, то облагается как выплата в натуральной форме в рамках трудовых отношений.
  4. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИКак считать страховые взносы с выплат единоличному исполнительному органу (ликвидатору) при ликвидации или исключении организации из ЕГРЮЛ?Ответ: По выплатам ликвидатору база за месяц не ниже МРОТ; расчет за период после промежуточного ликвидационного баланса — не позднее дня внесения записи о ликвидации. При исключении организации из ЕГРЮЛ по статье 21.3 Закона № 129-ФЗ — аналогично, расчет не позднее дня внесения записи об исключении.Письмо ФНС от 06.07.2026 № БС-36-11/5654@
  5. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИРаботодатель возмещает работнику расходы по переезду и обустройству на новом месте жительства: облагать ли эти суммы НДФЛ и страховыми взносами?Ответ: Если возмещение производится по статье 169 ТК РФ, суммы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами в размерах, установленных коллективным договором, локальным нормативным актом или соглашением сторон, при наличии подтверждающих документов. Правомерность возмещения вновь принятому работнику, проживающему в другой местности, разъясняет Минтруд России.Письмо Минфина от 24.06.2026 № 03-04-06/53740
  6. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИВключаются ли дивиденды, полученные организацией-субъектом МСП, в общую сумму доходов для расчета 70-процентной доли доходов от обрабатывающего производства при применении пониженного тарифа 7,6%?Ответ: Да, дивиденды признаются внереализационными доходами и учитываются в общей сумме доходов при расчете доли доходов, необходимой для применения единого пониженного тарифа страховых взносов по пункту 2.5 статьи 427 НК.Письмо Минфина от 22.06.2026 № 03-15-05/52717
  7. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИС какого момента применять пониженный тариф страховых взносов субъектам МСП — с 1-го числа месяца или с начала расчетного периода?Ответ: ФНС уточнила: в абзаце двенадцатом письма от 17.03.2026 № БС-36-11/1995@ слова «с 1-го числа месяца» следует заменить на «с начала расчетного периода».Письмо ФНС от 28.05.2026 № БС-36-11/4527@
  8. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИСубъектам МСП, указанным в пункте 13.2 статьи 427 НК, при применении пониженных тарифов с 1 квартала 2026 года заполнять ли графу 1 строк 010–030 приложения 3.1 к разделу 1 РСВ?Ответ: Не заполнять. ФНС: до утверждения изменений в форму РСВ плательщики-субъекты МСП, указанные в пункте 13.2 статьи 427 НК, графу 1 строк 010–030 приложения 3.1 к разделу 1 не заполняют; контрольные соотношения 1.244, 1.246, 1.248 не применяются.Письмо ФНС от 27.04.2026 № БС-36-11/3382@
  9. СФРЧастное разъяснениепересказ ИИРаботнику в феврале установлена инвалидность 2-й группы: как в разделе 2 ЕФС-1 за I квартал 2026 года отразить пониженный тариф 0,12%?Ответ: Льгота применяется с 1 февраля, поскольку инвалидность установлена в феврале. В разделе 2 ЕФС-1 за I квартал 2026 года выплаты работнику отражаются с 1 февраля по тарифу 0,12% (60% от 0,2%) на основании справки МСЭ.Письмо СФР от 31.03.2026 № 19-20/15727
  10. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИКакими документами подтвердить, что руководитель (ЕИО) не осуществлял трудовые функции из-за военной службы или пребывания в добровольческом формировании, чтобы не начислять взносы не ниже МРОТ?Ответ: В периоды военной службы по призыву, мобилизации, контракту с ВС РФ, участвующими в СВО, или пребывания в добровольческом формировании обязанности начислять выплаты не менее МРОТ не возникает. Подтверждающие документы: военный билет, справки военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, контракт, выписка из приказа, справка.Письмо ФНС от 27.03.2026 № БС-36-11/2415@
  11. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИКомпенсация работникам за экстренно необходимые медицинские услуги: правомерно ли не облагать страховыми взносами по пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ?Ответ: Нет. Такая компенсация не названа в статье 422 НК РФ и не является платежом по договору на оказание медицинских услуг, заключенному на срок не менее года с лицензированной медорганизацией, поэтому облагается страховыми взносами как выплата в рамках трудовых отношений.Письмо Минфина от 25.03.2026 № 03-15-05/24342
  12. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИКого считать единоличным исполнительным органом коммерческой организации для минимальной базы по взносам с 01.01.2026: управляющего-ИП, арбитражного управляющего, ликвидатора?Ответ: Для ликвидатора коммерческой организации ежемесячно определяется минимальная база по взносам исходя из МРОТ. Управляющему-ИП и арбитражному управляющему организация взносы не начисляет: они платят их сами по статье 430 НК РФ.Письмо ФНС от 18.03.2026 № БС-36-11/2025@
  13. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИКак с 01.01.2026 применять пониженный тариф 15% по страховым взносам субъектам МСП, если их основной вид деятельности включен в перечень Правительства?Ответ: С 01.01.2026 тариф 15% применяется к выплатам свыше 1,5 МРОТ, если основной ОКВЭД в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и доходы от него не менее 70% доходов за период. При несоответствии — с начала расчетного периода, при исключении из реестра МСП — с 1-го числа месяца исключения.Письмо ФНС от 17.03.2026 № БС-36-11/1995@
  14. ФНСЧастное разъяснениепересказ ИИРуководителю филиала иностранной организации начислено вознаграждение менее МРОТ: надо ли исчислять страховые взносы с суммы не менее МРОТ?Ответ: Правило об исчислении страховых взносов с выплат не менее МРОТ не распространяется на руководителя филиала иностранной организации.Письмо ФНС от 27.02.2026 № ЗГ-35-11/1862@
  15. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИО контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносамФНС направила контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам в новой редакции.Письмо ФНС от 24.02.2026 № БС-36-11/1367@
  16. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИСубъект МСП с основным ОКВЭД 13.30.5: можно ли применять единый пониженный тариф страховых взносов в 2026 году?Ответ: Да, если этот вид деятельности указан в ЕГРЮЛ как основной и доходы от него составляют не менее 70% всех доходов организации по итогам отчетных (расчетного) периодов 2026 года.Письмо Минфина от 20.02.2026 № 03-15-05/13084
  17. ФНСЧастное разъяснениепересказ ИИКакую форму уведомления об использовании права на единые пониженные тарифы страховых взносов подавать плательщику на Курилах, применяющему УСН, до 2027 года?Ответ: С 01.01.2027 применяются форма и формат по приказу ФНС России от 26.11.2025 N ЕД-7-11/1016@. До этой даты используются рекомендуемые форма и формат из письма ФНС России от 22.12.2025 N БС-4-11/11505@.Письмо ФНС от 05.02.2026 № ЗГ-35-11/896@
  18. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИС 01.01.2026 нужно ли считать базу по страховым взносам равной МРОТ, если директор ООО работает неполное рабочее время и получает меньше МРОТ?Ответ: С 01.01.2026 ООО обязано уплачивать страховые взносы с выплат руководителю — единоличному исполнительному органу — исходя из МРОТ, установленного на начало расчетного (отчетного) периода, если за календарный месяц ему начислено меньше МРОТ, в том числе из-за неполного рабочего времени.Письмо Минфина от 23.01.2026 № 03-15-05/4098
  19. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИКак считать страховые взносы с выплат директору коммерческой организации на АУСН с учетом изменений по директорам?Ответ: Для плательщиков АУСН обязанность представлять расчет по взносам отсутствует, тариф страховых взносов 0%, поэтому сумма взносов равна 0 независимо от базы. Изменения о МРОТ для директоров применяются и к организациям на АУСН.Письмо ФНС от 15.01.2026 № БС-4-11/117@
  20. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИДиректор в период СВО не управляет организацией: начислять ли страховые взносы с МРОТ за этот период?Ответ: Если директор участвует в СВО по мобилизации, контракту или в добровольческом формировании, он не исполняет полномочия единоличного исполнительного органа, поэтому обязанности начислять взносы с МРОТ по пункту 1 статьи 421 НК РФ не возникает.Письмо ФНС от 29.12.2025 № БС-4-11/11758@
  21. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИКак с 01.01.2026 считать базу по страховым взносам по директору — единоличному исполнительному органу, если его выплаты за месяц меньше МРОТ?Ответ: С 01.01.2026 при выплатах за месяц меньше МРОТ база принимается равной федеральному МРОТ без районных коэффициентов и надбавок; при неполном месяце — пропорционально календарным дням. Минимальная база не зависит от наличия трудового договора, ведения деятельности, отработанного времени и работы в других организациях.Письмо ФНС от 22.12.2025 № БС-4-11/11507@
  22. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИПо какой форме и с какими кодами сдавать РСВ за 1-й квартал 2026 года МСП, применяющим пониженный тариф по пункту 13.3 статьи 427 НК РФ?Ответ: До утверждения изменений в приказ ФНС от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ применяйте рекомендуемые форму, порядок и формат; для МСП из перечня Правительства коды тарифа «32», категорий «ПВ», «ВЖПВ», «ВППВ». Остальные плательщики вправе сдавать по утвержденной форме.Письмо ФНС от 22.12.2025 № БС-4-11/11504@
  23. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИО рекомендуемых форме и формате уведомления об использовании права на единые пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков на УСН, зарегистрированных после 01.01.2022 в указанных округахФНС направляет рекомендуемые форму и формат уведомления об использовании права на единые пониженные тарифы для плательщиков на УСН, зарегистрированных после 01.01.2022 в указанных округах, до утверждения приказа. Применяется с 01.01.2026 по Закону № 386-ФЗ.Письмо ФНС от 22.12.2025 № БС-4-11/11505@
  24. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИС 01.01.2026 начислять страховые взносы с МРОТ, если руководителю ООО — единоличному исполнительному органу выплаты меньше МРОТ или отсутствуют?Ответ: Да, с 01.01.2026 ООО обязано уплачивать страховые взносы с выплат такому руководителю исходя из МРОТ, если выплаты меньше МРОТ либо отсутствуют, в том числе в отпусках и на больничном. За неполный месяц МРОТ определяется пропорционально календарным дням полномочий.Письмо Минфина от 17.12.2025 № 03-15-05/122955
  25. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИСубъект МСП сменил в 2025 году основной ОКВЭД с 27 на 27.40: вправе ли он применять тариф страховых взносов 7,6%?Ответ: В 2025 году организация вправе применять только тариф 15% с части выплат свыше 1,5 МРОТ. Тариф 7,6% нельзя из-за кода 27 за 2024 год; после смены на 27.40 он возможен с 1 января 2026 года при доле доходов не менее 70%.
  26. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИОрганизация на АУСН выплачивает руководителю меньше МРОТ: с 01.01.2026 страховые взносы начислить с МРОТ?Ответ: С 01.01.2026 база по взносам определяется не ниже МРОТ, но организация на АУСН применяет тариф 0,0%, поэтому взносы с выплат руководителю менее МРОТ не уплачиваются.Письмо Минфина от 12.12.2025 № 03-15-05/121062
  27. СФРЧастное разъяснениепересказ ИИОблагаются ли взносами на травматизм суточные при командировках, если их размер по коллективному договору превышает 700 руб. в день?Ответ: Суточные при командировках по России и за рубежом не облагаются взносами на травматизм. Ограничение 700 руб. относится только к безотчетным суммам при командировании на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.Письмо СФР от 01.12.2025 № 19-20/62184
  28. СФРЧастное разъяснениепересказ ИИОблагается ли взносами на травматизм компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, включая возмещение расходов на ремонт ГРМ, мойку и автострахование?Ответ: Не облагаются, если использование личного автомобиля связано с трудовыми обязанностями, размер выплат определен соглашением между организацией и работником и есть документы, подтверждающие расходы. Суммы сверх соглашения или выплаты без соглашения по ст. 188 ТК РФ облагаются взносами на травматизм.Письмо СФР от 26.09.2025 № 19-02/93619Л
  29. ФНСОбязательное для налоговых органовпересказ ИИО применении пониженного тарифа страховых взносов религиозными организациямиПониженный тариф применяют централизованные религиозные организации, местные религиозные организации, входящие в структуру централизованных, и религиозные организации, созданные централизованными и входящие в их структуру. Факт вхождения подтверждается уставом с указанием наименования централизованной организации, в отдельных случаях — отдельным документом от централизованной организации.Письмо ФНС от 19.08.2025 № ШЮ-4-11/7673@
  30. МинфинЧастное разъяснениепересказ ИИОплата организацией лечения и пребывания работника в медицинском учреждении облагается страховыми взносами?Ответ: Оплата лечения и пребывания работника в медицинском учреждении не является платежом по договору на оказание медицинских услуг и облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в натуральной форме в рамках трудовых отношений.Письмо Минфина от 29.07.2025 № 03-15-05/73259
Нашли ошибку или есть вопрос?