Разъяснения ведомств
Ответы Роструда, СФР и Минтруда на частые вопросы работодателей и работников. Это позиция ведомства, а не норма права: если она расходится с законом, опираться нужно на закон.
К шпаргалкеОтпуск без сохранения и дополнительные
Ведомство
Найдено 69 разъяснений, страница 1 из 3
- В каких случаях и какой продолжительностью работодатель обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы (за свой счет)?Ответ: Работодатель обязан предоставить отпуск: участникам ВОВ — до 35 дней, пенсионерам — до 14, инвалидам — до 60, при семейных событиях — до 5; близким военнослужащих — до 14 или 35; обучающимся — от 10 дней до 4 месяцев; женщинам в сельской местности — 1 день в месяц; совместителям — на разницу отпусков.
- Вправе ли работники подведомственного учреждения в период приостановки приема посетителей по согласованию с работодателем оформить отпуск без сохранения зарплаты или оплачиваемый отпуск вне графика?Ответ: Работники вправе подать заявление на отпуск без сохранения зарплаты; принуждать к нему работодатель не вправе, в том числе в условиях пандемии. Также работник вправе просить оплачиваемый отпуск вне графика, решение принимается по соглашению сторон.
- В какие сроки оплачивать учебный отпуск и вправе ли работник требовать компенсацию за просрочку оплаты?Ответ: Учебный отпуск оплачивается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев не позднее чем за три дня до начала отпуска. При просрочке работник вправе требовать проценты не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ (10% годовых) от начисленных, но не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
- Обязан ли работодатель предоставить оплачиваемый учебный отпуск и вправе ли отказать, если такие отпуска в организации не предусмотрены?Ответ: Работодатель обязан предоставить оплачиваемый учебный отпуск при первом получении образования соответствующего уровня по аккредитованной программе на основании заявления и справки-вызова; отказать такому работнику нельзя. Оплата — по среднему заработку за 12 месяцев.
- Работодатель не может перевести людей на дистанционную работу: вправе ли он предложить перенести ежегодный оплачиваемый отпуск или оформить отпуск без сохранения зарплаты в период пандемии?Ответ: Работодатель вправе предложить изменить сроки ежегодного оплачиваемого отпуска, но только по взаимному согласию; принуждать к использованию ежегодного отпуска и к отпуску без сохранения заработной платы нельзя, однако заявление работника об отпуске без сохранения зарплаты следует удовлетворить.
- Вправе ли сотрудница в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, обучающаяся в вузе, получить учебный отпуск и сохранить пособие?Ответ: При заявлении о прерывании отпуска по уходу и предъявлении справки-вызова из вуза со дня выхода оформляется учебный отпуск с оплатой среднего заработка, выплата пособия приостанавливается. Без заявления о прерывании отпуска работодатель вправе отказать в учебном отпуске.
- Должен ли предоставляться медицинской сестре, работающей в школе, дополнительный отпуск?Ответ: Если коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации дополнительный ежегодный отпуск для медсестры не предусмотрен, права на его получение она не имеет.
- Должен ли работник, чья должность включена в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, получить три дня дополнительного отпуска, если фактически не работал сверхурочно?Ответ: Да, работник имеет право на дополнительный отпуск не менее трех календарных дней, если его должность включена в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, независимо от фактической работы сверх нормы.
- Допускается ли увольнение в период отпуска за свой счет?Ответ: Такое увольнение возможно, если инициатива исходит от самого работника, достигнуто соглашение сторон либо организация ликвидируется (ИП прекращает деятельность). В остальных случаях работодатель не вправе по своей инициативе уволить работника, находящегося в отпуске, в том числе без сохранения заработной платы.
- Допустимо заменять сотрудникам, работающим во Владивостоке, доп. отпуск компенсацией?Ответ: Да, по письменному заявлению работника часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией; использование основного отпуска и компенсация за дополнительный отпуск не связаны.
- Как исчислить стаж для ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и округлить дробное число дней отпуска?Ответ: В стаж включается только фактически отработанное во вредных условиях время; для части отпуска свыше 7 календарных дней стаж определяется пропорционально отработанному времени с округлением месяцев, а дробное число дней отпуска округляется в пользу работника; при отработке не менее 11 месяцев положен полный отпуск.
- Если организацию временно закрыли из-за коронавируса и работники не выходят, отправлять их в отпуск без содержания или оплачивать вынужденный невыход, и как оплатить самоизоляцию?Ответ: Отпуск без сохранения зарплаты — только по заявлению работника, а в нерабочие дни по указам Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 зарплата сохраняется. Карантин оформляется электронным больничным через личный кабинет ФСС: пособие выплачивается частями, уровень оплаты как у обычного больничного.
- Есть ли в Трудовом кодексе ограничения по количеству дней на отпуск без содержания?Ответ: Законодательно не установлено максимальное количество дней отпуска без сохранения заработной платы. Работник и работодатель вправе договориться о любой продолжительности такого отпуска (ч. 1 ст. 128 ТК РФ).
- За какой период предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск за год работы сотрудника: от даты приема или за календарный год?Ответ: Период работы, за который у работника возникает право на отпуск, исчисляется со дня приема работника на работу (рабочий год работника).
- Имеет ли право работник на дополнительный отпуск за длительный (более 30 лет) стаж работы в организации?Ответ: Трудовым законодательством такой вид дополнительного отпуска не установлен, однако предоставление такого отпуска может быть предусмотрено в коллективном договоре, локальном акте или в трудовом договоре.
- Работник в ежегодном оплачиваемом отпуске просит учебный отпуск: вправе ли работодатель отказать?Ответ: Не имеет. Если очередной отпуск совпадает по времени с учебным, очередной ежегодный оплачиваемый отпуск прерывается на время учебного отпуска.
- Работник с дипломом специалиста учится на бакалавриате: положен ли оплачиваемый учебный отпуск?Ответ: Работник не имеет права на оплачиваемый учебный отпуск: обучение по программе бакалавриата при наличии диплома специалиста считается вторым высшим. Отпуск может быть предусмотрен трудовым или коллективным договором, локальными актами.
- Работник находится в учебном отпуске: можно ли его сократить по инициативе работодателя?Ответ: Нет, нельзя. По ст. 81 ТК РФ увольнение по инициативе работодателя (кроме ликвидации организации или прекращения деятельности ИП) в период отпуска, включая учебный, не допускается.
- Как влияет продолжительность отпуска без сохранения заработной платы на стаж для ежегодного оплачиваемого отпуска?Ответ: Отпуск за свой счет включается в стаж для ежегодного основного оплачиваемого отпуска только в части, не превышающей 14 календарных дней за рабочий год; дни сверх этого сдвигают рабочий год.
- Каким работникам и какой продолжительностью положены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска?Ответ: Ежегодные допотпуска положены: за ненормированный день — от 3 дней; за вредные и опасные условия труда — от 7; в районах Крайнего Севера и приравненных местностях — 24/16/8; спортсменам и тренерам — от 4; отдельным медикам, чернобыльцам и другим категориям. Работодатели могут устанавливать дополнительные отпуска.
- Как исчисляется стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск?Ответ: Ежегодный отпуск предоставляется за рабочий год, а не за календарный. В стаж включаются фактическая работа, периоды с сохранением места, вынужденный прогул, отпуск без сохранения заработной платы до 14 дней в рабочем году; не включаются отсутствие без уважительных причин и отпуск по уходу за ребенком.
- Какова продолжительность ежегодного отпуска медицинских работников?Ответ: Основной отпуск — 28 календарных дней. Дополнительный: 14–35 дней за психиатрическую/противотуберкулезную помощь, 14 дней за работу с ВИЧ, не менее 7 дней за вредные или опасные условия труда, 3 дня за непрерывную работу свыше трех лет в должностях по перечням Правительства; при двух основаниях — по одному.
- Работник повышает квалификацию с частичным отрывом от производства: как оформить, отразить в табеле и оплатить?Ответ: ТК РФ не регулирует повышение квалификации с частичным отрывом от производства. По мнению ведомства, за работником на время частичного отрыва нужно сохранить заработок не ниже гарантий для случая с отрывом; в табеле можно указать код ПК (07), приказ оформляется по решению работодателя.
- Когда нужно оплачивать учебный отпуск работнику: до его начала на основании справки-вызова или после его окончания на основании справки-подтверждения?Ответ: Дополнительный учебный отпуск с сохранением среднего заработка оплачивается не позднее чем за три дня до его начала на основании ст. 136 ТК РФ.
- Законно ли при регистрации брака оформлять 3 выходных дня как отпуск без сохранения заработной платы?Ответ: Законно: по ст. 128 ТК РФ работодатель обязан по заявлению предоставить отпуск без сохранения заработной платы при регистрации брака до 5 календарных дней. Оплата не производится.
- Может ли работодатель отказать в дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем, если они за год ни разу не привлекались к работе сверх нормы?Ответ: Работодатель не вправе отказывать в дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем. Право на отпуск не зависит от того, привлекался ли работник к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
- Может ли работодатель по своей инициативе отправить работника в отпуск без сохранения заработной платы?Ответ: Трудовое законодательство не предусматривает предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя. Если работник не по своей вине не может выполнять обязанности по трудовому договору, работодатель обязан оплатить это время как простой.
- Можно ли заставить работника-чернобыльца уйти в дополнительный отпуск, если он использует обычный, а дополнительный не берёт?Ответ: Вы не имеете права обязывать участника Чернобыльской аварии брать дополнительный отпуск: он предоставляется по его желанию в удобное для него время.
- Можно ли отозвать работника из учебного отпуска, если он досрочно сдал сессию и написал заявление на отзыв?Ответ: Отзыв из учебного отпуска не предусмотрен. Предоставление учебного отпуска меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове, неправомерно, даже если работник просит об этом.
- Можно ли уменьшить количество дней ежегодного оплачиваемого отпуска, если работник брал за свой счет отпуск больше 14 календарных дней?Ответ: Нельзя уменьшать установленную трудовым законодательством продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Отпуск за свой счет более 14 календарных дней в рабочем году повлияет только на стаж, дающий право на отпуск (ст. 115, 121 ТК РФ).